Свадебные обряды коми во многом близки к . много обрядов было связано с рождением ребенка. их цель - облегчить роды, уберечь ребенка и мать от болезней и сглаза. большое значение придавали молитвам и заговорам, которые знала обычно опытная повитуха, при родах. в случае трудных родов развязывали узлы на одежде роженицы, расплетали ей косу, расстегивали ворот рубахи, зажигали венчальные свечи. иногда роженицу трижды обводили вокруг стола, творя при этом заговор. в случае тяжелого заболевания ребенка прибегали к его мнимой продаже: родители, выйдя на улицу, «продавали» его первому встречному за мелкую монету. а тот возвращал им ребенка как нового, чужого. для похоронных и поминальных обрядов характерны обычаи выносить покойника через заднее крыльцо, выкупать могилу, опускать в нее бытовые предметы, вешать в красном углу полотенце, в котором по поверью находится душа умершего в течение сорока дней после смерти, и др. после выноса покойника помещение обязательно мыли. умерших и зимой и летом отвозили на кладбище на санях, которые оставляли на могиле. на 9, 20, 40-й день, через полгода и год после смерти совершали поминки по умершему. общие поминки по умершим предкам устраивали в субботу перед троицей, в петров день, накануне покрова и осенней казанской богоматери. обычаи коми-зырян, морально-этические проблемы вызывали интерес у путешественников, этнографов еще в 19 веке. поступки, образ жизни жителей печорского края, описываемые писателями 150 лет назад, порой удивляют современников, кажутся безнравственными. в своих очерках и впечатлениях «лесные люди» александр круглов в 1883 году описывает праздник братчина, который происходил в зырянской деревне в период «лесованья». лесованьем называлось уход практически всех мужчин из селаения на охоту. мужчины запасались продуктами и уходили охотиться порой на несколько недель, а в деревне оставались одни женщины, старики и молодые парни. верования
В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.