Н. И. Козлов — современный российский психолог и писатель
Если бы морали не было, ее следовало бы выдумать. Это не самое гуманное изобретение, но управление массой и нормальная социальная жизнь иначе невозможны. В моральных нормах есть, как правило, глубокий смысл, они выверены столетиями, и даже у абсурдных12 установок есть непререкаемое достоинство — они работают. Воинственно рушить мораль так же опасно, как подкапывать гору, которая может на тебя же и свалиться.
Но становиться ее рабом?!
Ребенка надо учить морали. Но бездумное следование морали для духовно и душевно развитого человека — уже безнравственно.
Мораль и нравственность употребляются как синонимы только в дурных философских словарях. Мораль — это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо. Нравственность же — это другое. В нравственности нет готовых формул. Это поиск, это путь, где известно только направление: забота о людях, об их здоровье и счастье.
Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. — М., 1994. — С. 173—174.
Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора, что мораль — гуманное изобретение? В чем заключается гуманизм такого изобретения? 2. В чем может заключаться парадоксальное, или противоречивое, содержание моральных норм? Поясните на примере (можно использовать заповеди, приведенные в тексте 1). 3. Как автор данного текста определяет мораль? Что он понимает под нравственностью? 4. Найдите в учебнике определение человечности. Сопоставьте это толкование с понятиями «мораль» и «нравственность», используемыми автором данного фрагмента. Сделайте выводы.
Это тот, кто не своих сил ни для кого!
Это тот человек, который может переступить через свои принципы и простить обиду!
Это тот, кто может понять в любой ситуации, даже если она не вполне обычна и привычна.
Это тот, кто не себя, когда другому плохо, не посмеется над горем, а наоборот протянет руку
Это тот, кто на любовь, сочувствие, понимание и прощение! И последнее: конечно это и любимый человек, потому, что все эти качества в нем присутствуют ( только для того, кто его любит! )
После смерти Екатерины II основной летней резиденцией императорского двора стал Павловск те времена, когда на дорогу, ведущую в Павловск, не сворачивала ни одна карета высокопоставленных особ. Теперь же раззолоченные экипажи мчались во весь опор мимо Царского Села, чтобы поскорее добраться до берегов Славянки.
Павел Петрович и Мария Фёдоровна считали себя ценителями и покровителями искусства. Главным их требованием к строителям Павловска стало придание резиденции не изящества, а большей парадности, помпезности и торжественности.
Выбор императорской четы пал на итальянского архитектора Винченцо Бренну, который приехал в Россию, не сумев добиться признания у себя на родине. На русский манер его звали Ви-кентием Францевичем.
В Петербурге он работал с 1783 г., оставив потомкам два знаменитых памятника: обелиск на Марсовом поле, перенесенный позднее к зданию Академии художеств, и Михайловский замок, возведенный им по проекту В. И. Баженова.
Стиль Бренны отличался некоторой тяжеловесностью, торжественностью и парадностью – всем тем, чего так хотел император. Новый архитектор четко усвоил еще одно увлечение нового императора – любовь к военной символике и ритуалам. Все резиденции Павла I были пропитаны духом казармы. Зодчий постоянно использовал в своих творениях военные мотивы.
На том месте, где некогда был Мариенталь, выросла крепость Бип. Миниатюрное сооружение должно было напоминать посетителям средневековый замок-крепость, окруженный валом и рвами с настоящими подъемными мостами и бастионами с пушками на них. Несмотря на то что все было выстроено всерьез, крепость воспринималась как театральная декорация, а не как военное укрепление, хотя император и разместил в ней военный гарнизон.