Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью в российской юриспруденции[5] и верховенством права (англ. rule of law) в странах общего права[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].
Frankfurt Am Main-Gerechtigkeitsbrunnen-Detail-Justitia von Nordwesten-20110411.jpg
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях[9][10]: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
Ограничение и направление процесса осуществления власти[1][6]. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства[4].
Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права[11][12].
Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям[2][13]. Некоторые правоведы[прим. 1] полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей[8][14].
Правовое государство требует наличия следующих институтов:
Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16].
Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6].
Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17].
Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом[6].
Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности[9].
Выделяют две основные концепции правового государства. Формальная трактовка связана с теорией правового позитивизма и фокусирует своё внимание на эффективности и предсказуемости правовых процедур[13][16]. Содержательная трактовка связана с теорией естественного права и ставит вопрос о справедливости самих законов, при этом провозглашая фундаментальные права человека высшей ценностью[14].
Водном из своих лирических стихотворений а. с. пушкин спрашивал: дар напрасный, дар случайный жизнь, на что ты мне дана? так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. нередко происходит именно так, и неясное самому человеку становится совершенно ясным его отдаленным потомкам. вопрос о смысле жизни раньше или позже встает перед каждым человеком, и неважно, в связи с чем возникает этот сложный вопрос. важно другое — как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть многое. о смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. с тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "смысл жизни в служении богу", — утверждали христиане. "смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "смысл жизни в общественно -полезном труде", — утверждали отцы-правители из нашего недавнего неужели все эти утверждения ложны? нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. на мой взгляд, жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. построить дом, посадить дерево и вырастить сына — вот необходимый минимум человеческих свершений. мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее. действительно, дом станет следом человека на земле: в нём будут слышаться смех, звучать песни, отмечаться праздники. дерево станет свидетельством жизни человека: дерево подарит прохладу в знойный день, будет поддерживать мир и лад, охранять покой. а сын станет родоначальником множества людей будущего, умеющих ценить и оберегать свою родину, трудиться на ее благо. пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: "зачем я живу? зачем мне дана жизнь? каждый ответит на него по-своему. и, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной вселенной.
Единство права і закона так как
Объяснение:
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью в российской юриспруденции[5] и верховенством права (англ. rule of law) в странах общего права[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].
Frankfurt Am Main-Gerechtigkeitsbrunnen-Detail-Justitia von Nordwesten-20110411.jpg
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях[9][10]: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
Ограничение и направление процесса осуществления власти[1][6]. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства[4].
Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права[11][12].
Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям[2][13]. Некоторые правоведы[прим. 1] полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей[8][14].
Правовое государство требует наличия следующих институтов:
Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16].
Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6].
Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17].
Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом[6].
Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности[9].
Выделяют две основные концепции правового государства. Формальная трактовка связана с теорией правового позитивизма и фокусирует своё внимание на эффективности и предсказуемости правовых процедур[13][16]. Содержательная трактовка связана с теорией естественного права и ставит вопрос о справедливости самих законов, при этом провозглашая фундаментальные права человека высшей ценностью[14].
Водном из своих лирических стихотворений а. с. пушкин спрашивал: дар напрасный, дар случайный жизнь, на что ты мне дана? так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. нередко происходит именно так, и неясное самому человеку становится совершенно ясным его отдаленным потомкам. вопрос о смысле жизни раньше или позже встает перед каждым человеком, и неважно, в связи с чем возникает этот сложный вопрос. важно другое — как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть многое. о смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. с тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "смысл жизни в служении богу", — утверждали христиане. "смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "смысл жизни в общественно -полезном труде", — утверждали отцы-правители из нашего недавнего неужели все эти утверждения ложны? нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. на мой взгляд, жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. построить дом, посадить дерево и вырастить сына — вот необходимый минимум человеческих свершений. мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее. действительно, дом станет следом человека на земле: в нём будут слышаться смех, звучать песни, отмечаться праздники. дерево станет свидетельством жизни человека: дерево подарит прохладу в знойный день, будет поддерживать мир и лад, охранять покой. а сын станет родоначальником множества людей будущего, умеющих ценить и оберегать свою родину, трудиться на ее благо. пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: "зачем я живу? зачем мне дана жизнь? каждый ответит на него по-своему. и, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной вселенной.