Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое время – большой период, охватывающий ХVI–ХIХ века. Это время характеризуется переходом к индустриальному обществу и многочисленными открытиями в естествознании. К этому времени философия развиваться перестала, ничего оригинального в эпохи средневековья и Ренессанса создано не было.
Важную роль в становлении и развитии философии играла классическая наука, творцами которой были Н. Коперник, И. Кеплер и Г. Галилей. С именем И. Ньютона связаны открытия законов механики и всемирного тяготения, разработка теории света. Впервые учёные объединились в Лондонское Королевское общество развития естественных наук для занятий новой, экспериментальной философией. Учёный секретарь общества И. Ньютон писал: с фактами и экспериментами невозможно спорить. Цель общества учёных: составить точное описание природных явлений не языком философов, а простым языком математики, анатомии, магнетизма, механики, физиологии, геологии. Наступает эпоха дисциплинарного “эгоизма”: научное знание начинает стремительно дифференцироваться. Теперь у каждой науки появились свои “начала”, свой язык, и каждая из них могла быть “сама себе философией”.
Философия же занялась сама собой: ставшие “чистыми” профессионалами, философы дружно взялись за переосмысление философского знания как такового. Философия мирится с самодостаточностью других наук и избирает своим прибежищем царство чистого разума. Три проблемы пытались решить философы Нового времени, во-первых, найти универсальный метод познания природы, разыскания истины. Эта задача была решена двояко, возникло два подхода: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. опыт) – философское направление, которое всё познание выводит из чувственного опыта. Рационализм (от лат. разумный) – философское направление, считающее, что любую проблему следует решать с точки зрения разума, а законы вселенной являются логическими, универсальными, и поддаются математизации. Во-вторых, сохраняется онтологическая проблема единства и многообразия субстанций. Субстанция (от лат. сущность) – синоним материи, вещества, нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому. В-третьих, философы пытаются решить гносеологическую проблему “связки” субъекта с объектом и приходят к парадоксальным выводам. Материального мира не существует, если не существует наблюдателя. Невозможно существование философии, потому, что объекты, причина и следствие, непрерывность, даже существование сознания – всё это лежит за пределами опыта, который есть единственный и достоверный источник познания. Так считал “последний” голос Нового времени шотландский философ Д. Юм (1711-1776), он говорил, что мы всегда пребываем во власти иллюзий и ошибок. Отметь как лушчее
Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое время – большой период, охватывающий ХVI–ХIХ века. Это время характеризуется переходом к индустриальному обществу и многочисленными открытиями в естествознании. К этому времени философия развиваться перестала, ничего оригинального в эпохи средневековья и Ренессанса создано не было.
Важную роль в становлении и развитии философии играла классическая наука, творцами которой были Н. Коперник, И. Кеплер и Г. Галилей. С именем И. Ньютона связаны открытия законов механики и всемирного тяготения, разработка теории света. Впервые учёные объединились в Лондонское Королевское общество развития естественных наук для занятий новой, экспериментальной философией. Учёный секретарь общества И. Ньютон писал: с фактами и экспериментами невозможно спорить. Цель общества учёных: составить точное описание природных явлений не языком философов, а простым языком математики, анатомии, магнетизма, механики, физиологии, геологии. Наступает эпоха дисциплинарного “эгоизма”: научное знание начинает стремительно дифференцироваться. Теперь у каждой науки появились свои “начала”, свой язык, и каждая из них могла быть “сама себе философией”.
Философия же занялась сама собой: ставшие “чистыми” профессионалами, философы дружно взялись за переосмысление философского знания как такового. Философия мирится с самодостаточностью других наук и избирает своим прибежищем царство чистого разума. Три проблемы пытались решить философы Нового времени, во-первых, найти универсальный метод познания природы, разыскания истины. Эта задача была решена двояко, возникло два подхода: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. опыт) – философское направление, которое всё познание выводит из чувственного опыта. Рационализм (от лат. разумный) – философское направление, считающее, что любую проблему следует решать с точки зрения разума, а законы вселенной являются логическими, универсальными, и поддаются математизации. Во-вторых, сохраняется онтологическая проблема единства и многообразия субстанций. Субстанция (от лат. сущность) – синоним материи, вещества, нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому. В-третьих, философы пытаются решить гносеологическую проблему “связки” субъекта с объектом и приходят к парадоксальным выводам. Материального мира не существует, если не существует наблюдателя. Невозможно существование философии, потому, что объекты, причина и следствие, непрерывность, даже существование сознания – всё это лежит за пределами опыта, который есть единственный и достоверный источник познания. Так считал “последний” голос Нового времени шотландский философ Д. Юм (1711-1776), он говорил, что мы всегда пребываем во власти иллюзий и ошибок. Отметь как лушчее