Волгоградская область занимает отчасти окраинное положение в стране, т. к. с востока широким фронтом открывается к суверенному государству Казахстан (хотя и дружественному России) , граница проходит субмеридионально (470 в. д. ) с Западно-Казахстанской областью (административный центр город Атырау) . Область несколько удалена от Центрального региона России – расстояние до Москвы – 1 073 км, но, при этом, частично (Правобережной частью) входит в основную зону расселения. С точки зрения соседского положения важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом. При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны – опять-таки удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка – Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону. С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря. Волгоград – важный железнодорожный узел – от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград – Морозовская – Лихая) , Краснодар (Волгоград – Котельниково – Куберле – Тихорецкая) , Астрахань (Волгоград – Ахтуба – Верхний Баскунчак) , Москву (Волгоград – Поворино – Оборона – Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск) . Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов – Тамбов – Мичуринск. Через область проходит федеральная автотрасса «Каспий» Москва – Астрахань, кроме неё большое значение имеют автодороги Волгоград – Морозовск – Каменск-Шахтинский, Волгоград – Саратов – Сызрань. Выделяя в понятии ЭГП макро-, мезо- и микроположение, можно отметить, что положение Волгоградской области в пределах самой Российской Федерации относительно выгодное, т. к. частично входит в осевую зону расселения, имеет удобные пути сообщения с Центром и некоторыми ресурсными базами (Донбасс) , но, при этом, не имеет магистральных путей, связывающих Центр с прочими районами страны (за исключением Волги) . С точки зрения мезоположения, оно опять-таки относительно выгодное, т. к. относительно экономического района, либо федерального округа, область всё равно расположена на их окраинах. Относительно же соседних областей и республик (микроположение) , ЭГП области выгодное, в первую очередь, за счёт Волги и судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном
С точки зрения соседского положения важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом.
При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны – опять-таки удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка – Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону.
С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря.
Волгоград – важный железнодорожный узел – от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград – Морозовская – Лихая) , Краснодар (Волгоград – Котельниково – Куберле – Тихорецкая) , Астрахань (Волгоград – Ахтуба – Верхний Баскунчак) , Москву (Волгоград – Поворино – Оборона – Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск) . Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов – Тамбов – Мичуринск. Через область проходит федеральная автотрасса «Каспий» Москва – Астрахань, кроме неё большое значение имеют автодороги Волгоград – Морозовск – Каменск-Шахтинский, Волгоград – Саратов – Сызрань. Выделяя в понятии ЭГП макро-, мезо- и микроположение, можно отметить, что положение Волгоградской области в пределах самой Российской Федерации относительно выгодное, т. к. частично входит в осевую зону расселения, имеет удобные пути сообщения с Центром и некоторыми ресурсными базами (Донбасс) , но, при этом, не имеет магистральных путей, связывающих Центр с прочими районами страны (за исключением Волги) . С точки зрения мезоположения, оно опять-таки относительно выгодное, т. к. относительно экономического района, либо федерального округа, область всё равно расположена на их окраинах. Относительно же соседних областей и республик (микроположение) , ЭГП области выгодное, в первую очередь, за счёт Волги и судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном