Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек – родовое, общее, а личность – единичное, специфически индивидуальное начало, проявляющееся через родовой тип.
Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. Имеет место и другой подход: в личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.
Оба подхода верны, предполагают и обуславливают друг друга. В понятии личность человек характеризуется как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств. Это не только объект общественных отношений, но и субъект, воздействующий на окружающую среду, коллектив. Личность отличается многофункциональностью.
Человек выполняет социальную и конкретную роль. Социальная роль предполагает особое социальное положение и не всегда зависит от воли индивида, но роль конкретная, то есть предпринимаемые шаги, целиком находится под контролем личности.
Личность проходит определенное развитие. Чем она богаче и содержательнее, тем активнее она как субъект. Основными компонентами личности называют: (1) общие социально значимые особенности проявления сознания и деятельности (опыт, объем и качество знаний, умений, навыков), (2) индивидуальные особенности (характер, привычки, интересы, поведение), (3) самосознание, мировоззрение, убеждения.
Воспитание и образование являются важнейшими формами общения и передачи социального опыта, социализации личности. Воспитание имеет ценностный аспект, формирует человека посредством придания смысла окружающей действительности. Образование же – обеспечение личности знаниями. По этой причине образованность и воспитанность – не одно и то же, и могут как сочетаться в личности, так и присутствовать в разных пропорциях.
В последние годы возрастающее воздействие на духовный мир личности оказывает массовая культура. Она рассчитана на стандартизацию социальных качеств индивидов. С технических средств она значительно оттеснила влияние умной книги и театра. Она вторгается в глубины человеческого духа, такие как понимание греха и совести.
Личности могут по-разному классифицироваться. Выделяют интровертов и экстравертов, конформистов и нигилистов.
Вопрос о свободе личности достаточно сложен. В обыденном понимании, быть свободным – значит беспрепятственно делать все, что хочется. Для Канта, свобода – подчинение закону, действие со знанием дела, утверждение личностью самой себя. Свобода в таком случае двусоставна: свобода выбора цели (свобода воли) и свобода ее достижения (свобода действия).
Люди не свободны в выборе объективных условий своей деятельности, однако у них есть свобода воли и свобода действия. Свобода личности развивается с развитием общества. Подлинная свобода личности реализуется в развитом обществе тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей.
Экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе. Свобода – основание бытия и не имеет другой цели, кроме самой себя. Люди обречены быть свободными и по этой причине ответственны за свой выбор.
Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, такой человек, который всегда ответственен перед собой и другими людьми за свой выбор. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу) ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле - определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек – родовое, общее, а личность – единичное, специфически индивидуальное начало, проявляющееся через родовой тип.
Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. Имеет место и другой подход: в личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.
Оба подхода верны, предполагают и обуславливают друг друга. В понятии личность человек характеризуется как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств. Это не только объект общественных отношений, но и субъект, воздействующий на окружающую среду, коллектив. Личность отличается многофункциональностью.
Человек выполняет социальную и конкретную роль. Социальная роль предполагает особое социальное положение и не всегда зависит от воли индивида, но роль конкретная, то есть предпринимаемые шаги, целиком находится под контролем личности.
Личность проходит определенное развитие. Чем она богаче и содержательнее, тем активнее она как субъект. Основными компонентами личности называют: (1) общие социально значимые особенности проявления сознания и деятельности (опыт, объем и качество знаний, умений, навыков), (2) индивидуальные особенности (характер, привычки, интересы, поведение), (3) самосознание, мировоззрение, убеждения.
Воспитание и образование являются важнейшими формами общения и передачи социального опыта, социализации личности. Воспитание имеет ценностный аспект, формирует человека посредством придания смысла окружающей действительности. Образование же – обеспечение личности знаниями. По этой причине образованность и воспитанность – не одно и то же, и могут как сочетаться в личности, так и присутствовать в разных пропорциях.
В последние годы возрастающее воздействие на духовный мир личности оказывает массовая культура. Она рассчитана на стандартизацию социальных качеств индивидов. С технических средств она значительно оттеснила влияние умной книги и театра. Она вторгается в глубины человеческого духа, такие как понимание греха и совести.
Личности могут по-разному классифицироваться. Выделяют интровертов и экстравертов, конформистов и нигилистов.
Вопрос о свободе личности достаточно сложен. В обыденном понимании, быть свободным – значит беспрепятственно делать все, что хочется. Для Канта, свобода – подчинение закону, действие со знанием дела, утверждение личностью самой себя. Свобода в таком случае двусоставна: свобода выбора цели (свобода воли) и свобода ее достижения (свобода действия).
Люди не свободны в выборе объективных условий своей деятельности, однако у них есть свобода воли и свобода действия. Свобода личности развивается с развитием общества. Подлинная свобода личности реализуется в развитом обществе тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей.
Экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе. Свобода – основание бытия и не имеет другой цели, кроме самой себя. Люди обречены быть свободными и по этой причине ответственны за свой выбор.
Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, такой человек, который всегда ответственен перед собой и другими людьми за свой выбор. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу) ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле - определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).