Ниже приведен ряд понятий.
Все они , за исключением одного, относятся к правам и свободам гражданина Российской Федерации . Найдите и выпишите номер понятия , выпадающего из этого ряда.
1) Обращение в государственные органы;
2) неприкосновенность личной жизни;
3) выбор места жительства;
4) свобода и передвижения;
5) уплата налогов.
Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Теория управления это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.
Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. Предметом науки управления является также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления[1] .
Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления.
Выделяют несколько подходов к определению сущности управления:
1) рассматривает управление как определенную функцию или вид деятельности по руководству людьми. Эта деятельность определяется двумя основными факторами:
- Системой отношений, на которую влияют социальная иерархия, власть, социальный статус, социальная роль
- Формой взаимодействия, под которой понимаются методы контроля (общего и детального), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, лидерство, конфликт
2) рассматривает суть управления как науку или область человеческих знаний, которая осуществить определенный вид деятельности (согласно первому подходу)
3) рассматривает управление как процесс, который подразделяется на 4 основных функции: планирование, организация, мотивация и контроль
4) рассматривает управление как определенную категорию людей, как социальный слой (но не класс), тех, кто осуществляет работу по руководству людьми
5) отождествляет управление с аппаратом управления[2] .
Но все подходы без исключения едины в том, что основной задачей управления является руководство людьми и координация их деятельности для достижения заранее спланированных целей организации, учреждения, социального института.
Методы управления - это выполнения перечисленных выше функций. Теория и практика менеджмента в течении XX столетия путь от классической теории и практики авторитарного менеджмента до теории гуманистического менеджмента и практики современного менеджмента, основанной на новой модели управления[3] .
Основным содержанием управленческого процесса является воздействие субъекта на объект. Между субъектом и объектом существуют отношения. Смысл существования субъекта в том, чтобы удовлетворять потребности объекта при этих же воздействий. Названные воздействия на поведение людей обеспечивают упорядоченность в развитии общества, ибо закрепляют господствующие отношения, стабилизируют их, заглушают антиобщественные проявления, создают условия для создания новых отношений. Цели регулирования со стороны субъекта должны совпадать с целями объекта, действие по своему содержанию должно быть ожидаемым объектом. Не должно быть столкновения стратегии и тактики, стратегия не должна заглушать инициативу, идущую от объекта. Нужно предоставлять самостоятельность.
В качестве объекта управления выступает индивидуальное поведение людей, управление возможно в рамках организации, управлению подвержены социальные процессы.
Аристотель, отталкиваясь от слова "этос" в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное "этический" или "этосный" (ἦθικος, ethicos) - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние - этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин "привычка" (έθος, ethos), который от термина ἦθος в значении "характер" отличается только одной буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты - седьмой буквы).Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного "этический", субстантивировав его, Аристотель образовал существительное "этика" (ἦθικά), являющееся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой - обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" - первые сочинения, предметная область которых обозначена словом "этика" и в которых впервые встречается этот термин).Термин "мораль" и по содержанию и по истории возникновения представляет собой латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово mos (мн. ч. mores), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Из него Цицерон, желая обогатить латинский язык и ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное "моральный" (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово "мораль" (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него - moralia - употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 г. (словарь Поликарпова) есть слово "прав", но нет еще слов "нравственный" и "нравственность". В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) появляется слово "нравственный", но нет слова "нравственность". И только в словаре 1793 г. (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово "нравственность".Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: "этика" и "мораль". В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: "нравственность". Интересно, что немецкий термин Sittlichkeit также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII в. существовало слово "нрав" (Sitte), в XIV в. появляется слово "нравственный" (sittlich) и только в XVI в. возникает существительное "нравственность" (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравственность" приблизительно однотипны но своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разделение этики и морали (нравственности). Под этикой понимается наука (область систематизированного знания), а под моралью (нравственностью) - то, что она изучает, ее предмет (или объект). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, в целом не удалась. И язык, и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.
В современном - и живом и литературном - русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать "этические нормы", "моральные нормы", "нравственные нормы" - значит сказать одно и то же.