Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций (эгосостояний) происходит взаимодействие их участников, каков характер трансакции и ее последствия для деятельности и самочувствия сторон? К какому виду общения относится такое взаимодействие?
Примеры трансакций
1. Преподаватель: Каким это образом у вас здесь получилось
трехзначное число?
Студент: Ах, да, забыл извлечь квадратный корень!
2. Студент: А не прогулять ли нам лекцию?
Староста: Будь добр мне заполнить эту табель посещаемости занятий.
3. Ковбой: Не хотите ли взглянуть на наши конюшни?
Барышня: Ах, я с детства обожаю лошадок!
4. Голубева: Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные.
Коршунов: Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.
5. Жена: Сходи, погуляй с Джерри; Заодно зайдешь за хлебом.
Муж: Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?
6. Пассажирка маршрутки: Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина!
Петров я не заметил вас, задумался, знаете ли...
Садитесь Пассажир маршрутки: Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?
Петров: Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает...
Кто ты такой, чтобы всем указывать?!
8. Заведующий кафедрой: Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.
Доцент Н.: Могу и вообще не выступать...
9. Председатель партсобрания: После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово!
Кузнецов: Отлично!
2. Здесь участвуют студент и староста. Студент предлагает прогулку, а староста просит заполнить табель посещаемости. Характер трансакции - между и просьба и предложение, обоими сторонами происходит обмен услугами. Последствия для студента - отказ от прогулки, а для старосты - заполнение табеля посещаемости. Такое взаимодействие относится к организационно-административному общению.
3. В данной ситуации участвуют ковбой и барышня. Ковбой предлагает взглянуть на конюшни, а барышня показывает свое любопытство по отношению к лошадям. Характер трансакции - взаимная заинтересованность и обмен информацией. Последствия для ковбоя - возможное продолжение общения с барышней, а для барышни - удовлетворение своего интереса к лошадям. Взаимодействие можно отнести к социокультурному общению.
4. Здесь взаимодействуют Голубева и Коршунов. Голубева просит провести ее, а Коршунов соглашается. Характер трансакции - услуга и содействие. Последствия для Голубевой - помощь в безопасном перемещении, а для Коршунова - удовлетворение запроса и возможное продолжение разговора. Такое взаимодействие относится к учебно-воспитательному общению.
5. В данной ситуации участвуют жена и муж. Жена предлагает мужу погулять с собакой и зайти за хлебом, а муж высказывает свое нежелание оторваться от телевизора. Характер трансакции - просьба и отказ. Последствия для жены - возможное исполнение просьбы, а для мужа - продолжение занятий. Взаимодействие относится к бытовому общению.
6. Здесь взаимодействуют пассажирка маршрутки и Петров. Пассажирка обращает внимание Петрова на неэтичное поведение, а Петров оправдывается и предлагает место инвалиду. Характер трансакции - перекрестные замечания и оправдания. Последствия для пассажирки маршрутки - удовлетворение своего требования, а для Петрова - возможное исправление своего поведения. Взаимодействие можно отнести к социально-этическому общению.
8. В данном случае взаимодействуют заведующий кафедрой и доцент Н. Заведующий кафедрой отвечает на повторные запросы доцента, а доцент предлагает не выступать. Характер трансакции - разрешение и предложение. Последствия для заведующего - удовлетворение требования и продолжение процесса, для доцента - возможное отказ от выступления или продолжение переговоров. Такое взаимодействие относится к организационно-административному общению.
9. Здесь взаимодействуют председатель партсобрания и Кузнецов. Председатель обращается к Кузнецову после выступления Сидорова, а Кузнецов отвечает положительно. Характер трансакции - перенаправление запроса и согласие. Последствия для председателя - удовлетворение требования, а для Кузнецова - возможность выступления. Взаимодействие можно отнести к профессиональному общению.