Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может специалист.
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Формы, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (ибо обучение, передача знаний от поколения к поколению – древнейший информационный процесс), уже внесли в образование существенные новации. Еще больше они сулят в развитом информационном обществе.
Активно развивающаяся наука педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных ностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических: формирование информационной культуры обучающихся, информационное обеспечение образовательного процесса (создание баз данных и баз знаний), индивидуализация обучения на основе новых информационных технологий. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.
Переход от механического, репродуктивного прогресса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.
Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе по общим учебным планам и программам не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т. д.), образующим современное общество. Информационные технологии реализации такого разнообразия.
Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ В традиционной школе учебная программа фактически представлена набором учебников, отражающих заданный, статичный объем знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.
Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.
Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения, обеспеченные информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.
Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного (на протяжении десятков лет) обучения.
Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может специалист.
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Формы, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (ибо обучение, передача знаний от поколения к поколению – древнейший информационный процесс), уже внесли в образование существенные новации. Еще больше они сулят в развитом информационном обществе.
Активно развивающаяся наука педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных ностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических: формирование информационной культуры обучающихся, информационное обеспечение образовательного процесса (создание баз данных и баз знаний), индивидуализация обучения на основе новых информационных технологий. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.
Переход от механического, репродуктивного прогресса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.
Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе по общим учебным планам и программам не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т. д.), образующим современное общество. Информационные технологии реализации такого разнообразия.
Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ В традиционной школе учебная программа фактически представлена набором учебников, отражающих заданный, статичный объем знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.
Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.
Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения, обеспеченные информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.
Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного (на протяжении десятков лет) обучения.