Нравственные основы начала производства
1. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
в ходе расследования дела о покушении на изнасилование следователь усомнился в правдивости показаний потерпевшей мяус, утверждавшей, что она от домогательств сыроштана, выпрыгнула с окна 2, не получив при этом никаких телесных повреждений. следователь поделился своими сомнениями с самой мяус, на что та ответила, что в детстве занималась гимнастикой и может повторить прыжок, чтобы доказать свою правдивость,
вправе ли следователь провести следственный эксперимент в данном случае?
2. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
при расследовании уголовного дела об убийстве с., расчлененный труп которого был обнаружен в реке, подозрение пало на жену потерпевшего. полагая, что убийство совершено в доме, где с. проживал с женой, следователь, с согласия последней, произвел осмотр места происшествия, в ходе которого он обошел весь приусадебный участок, осмотрел надворные постройки и все комнаты самого дома, а также погреб.
дайте правовую и моральную оценку действиям следователя.
3. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
следователю козявину необходимо было установить наличие особых примет на предплечии подозреваемой бозумц, однако та отказалась, указав, что является гражданкой оаэ, не может снимать одежду в присутствии следователя даже с лица. следователь принял решение о принудительном освидетельствовании.
соответствует ли закону решение следователя? разрешите создавшуюся ситуацию с точки зрения морали.
4. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
в ходе освидетельствования обвиняемой утюгенович следователь ттертуло обнаружил ссадины на ноге (в области колена) и ягодице. с целью фиксации этих следов следователь решил провести их фотографирование. утюгенович отказалась от фотографирования. следователь возразил, указав, что сделает фотографии крупным планом, так, что будут видны сами ссадины, а не место, где они расположены.
оцените действия следователя. вправе ли следователь провести фотографирование? влияет ли на ответ позиция обвиняемого?
Социальное равенство можно достичь даже при социальной дифференциации, если обеспечить равенство перед законом, равенство прав и возможностей. Тогда люди воспользуются этими возможностями как хотят. Но это современное решение проблемы.
Платон предлагал формулу «каждому свое», которая означала равенство внутри сословий и неравенство между сословиями.
В Средние века концепция изменилась в форму «все равны перед богом».
С Нового времени и по наши дни принцип равенства обозначается моральным равенством, равенством интеллектуальных благ и знаний.
Вернемся к современному решению проблемы. Достичь равенства всех перед законом, равенство прав и возможностей можно, соблюдая права и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп.
Если в обществе провозглашено социальное равенство, то создаются равные возможности для всех вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Что это значит? Это значит, что все имеют равные возможности при поступлении в университет, при выдвижении в кандидаты в президенты или просто в органы власти. При этом результаты могут отличаться. Важно, чтобы изначальные возможности у всех были одинаковы и равны.
Документы ООН ставят задачу обеспечить равные возможности для благосостояния. Это значит, что возможности современного поколения людей не должны отменять возможности будущих поколений.