Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Дети, пойдем сегодня гулять в парк.
Торопитесь, ребята, на урок!
Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка?
Обращение не связано ни с одним членом предложения согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Обращениями служат
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения:
×
Саша, нарисуй мне море. [О, …]
Поведай, книга, мне тайны природы. […, O, …].
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти М. Лермонтов)
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Частицы «о», «ах», «а» и др. , стоящие перед обращениями, от них не отделяются запятой, например:
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым, например:
Поздравляю тебя, человек! Поздравляю тебя, Земля! (Р. Рождественский).
Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (С. Есенин).
Голубушка, как хороша (И.А. Крылов).
Спой нам, ветер, про дикие горы, про глубокие тайны морей (В. Лебедев-Кумач).
Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? (И.А. Крылов).
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин)
Здравствуйте, лёгкие звезды пушистого первого снега! (И. Тургенев).
Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс (В. В. Маяковский).
Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы (М. Лермонтов).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. А. Крылов).
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения. Сравним:
Ты, царевич, мой мой могучий избавитель (А. С. Пушкин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. С. Пушкин).
История обращения в русском языке
Примеры предложений с обращениями
Чем тебе, моя подруга?
Коля! Пойдем сегодня в кино?
речка, за твою прохладу в летний зной!
Запишите, ребята, эту формулу в тетрадь!
Ты засыпала весь город снегом, зимушка-зима!
Аня! Позвони мне сегодня вечером.
Мой сад! Как я люблю весной твое цветенье!
Снегурочка! Иди сюда, поиграй с ребятишками в снежки!
Как я поняла:, Право на имя. Человек имеет право на имя и фамилию (отчество-не всегда). Он имеет право поменять имя или фамилию по достижении 14 лет. Право на образование. Каждый несовершеннолетний обеспечен образованием. Родители обязаны его содержать до 18 лет. Учащийся обязан учиться, получить аттестат об основном общем образовании. Учащийся имеет право поступить на бюджетную основу в любом учебном заведении, если он закончил с отличием, сдал проходные экзамены. Право на мед.уход. Каждый имеет право узнать о своем здоровье. Т.е. пройти диспансеризацию совершенно бесплатно. Каждый имеет право на бесплатную мед гос.услуги п уходу за больным. Больного обеспечивают бесплатным местом в палате, едой, ежедневно ухаживают и лечат. Право на отдых и досуг. Каждый имеет право на отдых (особенно отпуск)., любой ученик имеет право на отдых один или два дня. Работа для подростка не должна превышать 6ти часов (если не ошибаюсь), несовершеннолетнего. Ребенок не обязан трудится по слову родителей. До 18 лет он имеет право находится в безработном состоянии и получать образование. Каждый человек имеет право на проведение своих хобби (рисование, муз.студия и т.д.)., если это не затрагивает права и свободы другого человека (пение после 22:00, игра на рояле после 22:00 и т.д.) Право на семью. Мы все имеет право на создание своей семьи. На бракосочетание. На женитьбу. Мы все имеем право на получение заботы от своих родителей, на уход, (особенно несовершеннолетним), на Материальную), на благополучие.
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Дети, пойдем сегодня гулять в парк.
Торопитесь, ребята, на урок!
Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка?
Обращение не связано ни с одним членом предложения согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Обращениями служат
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения:
×
Саша, нарисуй мне море. [О, …]
Поведай, книга, мне тайны природы. […, O, …].
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти М. Лермонтов)
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Частицы «о», «ах», «а» и др. , стоящие перед обращениями, от них не отделяются запятой, например:
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым, например:
Поздравляю тебя, человек! Поздравляю тебя, Земля! (Р. Рождественский).
Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (С. Есенин).
Голубушка, как хороша (И.А. Крылов).
Спой нам, ветер, про дикие горы, про глубокие тайны морей (В. Лебедев-Кумач).
Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? (И.А. Крылов).
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин)
Здравствуйте, лёгкие звезды пушистого первого снега! (И. Тургенев).
Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс (В. В. Маяковский).
Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы (М. Лермонтов).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. А. Крылов).
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения. Сравним:
Ты, царевич, мой мой могучий избавитель (А. С. Пушкин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. С. Пушкин).
История обращения в русском языке
Примеры предложений с обращениями
Чем тебе, моя подруга?
Коля! Пойдем сегодня в кино?
речка, за твою прохладу в летний зной!
Запишите, ребята, эту формулу в тетрадь!
Ты засыпала весь город снегом, зимушка-зима!
Аня! Позвони мне сегодня вечером.
Мой сад! Как я люблю весной твое цветенье!
Снегурочка! Иди сюда, поиграй с ребятишками в снежки!
Пойдем, дедушка, со мной сегодня на рыбалку!
Кто из вас, ребята, отгадает эту загадку?
Объяснение:
Право на имя. Человек имеет право на имя и фамилию (отчество-не всегда). Он имеет право поменять имя или фамилию по достижении 14 лет.
Право на образование. Каждый несовершеннолетний обеспечен образованием. Родители обязаны его содержать до 18 лет. Учащийся обязан учиться, получить аттестат об основном общем образовании. Учащийся имеет право поступить на бюджетную основу в любом учебном заведении, если он закончил с отличием, сдал проходные экзамены.
Право на мед.уход. Каждый имеет право узнать о своем здоровье. Т.е. пройти диспансеризацию совершенно бесплатно. Каждый имеет право на бесплатную мед гос.услуги п уходу за больным. Больного обеспечивают бесплатным местом в палате, едой, ежедневно ухаживают и лечат.
Право на отдых и досуг. Каждый имеет право на отдых (особенно отпуск)., любой ученик имеет право на отдых один или два дня. Работа для подростка не должна превышать 6ти часов (если не ошибаюсь), несовершеннолетнего. Ребенок не обязан трудится по слову родителей. До 18 лет он имеет право находится в безработном состоянии и получать образование. Каждый человек имеет право на проведение своих хобби (рисование, муз.студия и т.д.)., если это не затрагивает права и свободы другого человека (пение после 22:00, игра на рояле после 22:00 и т.д.)
Право на семью. Мы все имеет право на создание своей семьи. На бракосочетание. На женитьбу. Мы все имеем право на получение заботы от своих родителей, на уход, (особенно несовершеннолетним), на Материальную), на благополучие.