Психика каждого человека уникальна, ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, с уникальной системой социальных связей. Темперамент относится к биологически обусловленным структурам психики человека. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду такие психические различия между людьми, как различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. При всем разнообразии подходов к проблеме индивидуально-типических особенностей ученые признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируются социальные качества человека.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из этого учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), флегматик (от греческого phlegma – флегма), холерика (от греческого chole – желчь) и меланхолика (от греческого melas chole – черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, они остаются постоянными на протяжении жизни человека.
Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции.
реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько аинтенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко при человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
Психика каждого человека уникальна, ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, с уникальной системой социальных связей. Темперамент относится к биологически обусловленным структурам психики человека. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду такие психические различия между людьми, как различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. При всем разнообразии подходов к проблеме индивидуально-типических особенностей ученые признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируются социальные качества человека.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из этого учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), флегматик (от греческого phlegma – флегма), холерика (от греческого chole – желчь) и меланхолика (от греческого melas chole – черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, они остаются постоянными на протяжении жизни человека.
Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции.
реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько аинтенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко при человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.