Обществознание 9 класс огэ.
расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым
в жизнь общества. сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни,
в политических деятелях. это к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», – когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.
сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. в то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. в большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.
напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. так что это далеко не только вопрос уровня образования.
(интервью м. вьеворка, текст адаптирован)
1)составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2)какие качества, по мнению автора, необходимы гражданам в условиях расширения прямой демократии? (назовите три таких качества.)
3)какие причины низкой политической активности граждан в странах с развитой демократией выделяет автор? ( две такие причины.)
4)что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два её формирования.
5)в демократическом государстве z на выборах в парламент в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. с опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может эта ситуация. фрагмент текста, который указывает причины сложившейся в стране z ситуации.
6)автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.
Татарские традиции Традиции татар имеют свои уникальные особенности и уходят корнями за много тысяч лет до нашей эры, являясь частью всемирного наследия. Традиции татарского народа складывались из накопленного житейского опыта, накопленной мудрости, тяге к прекрасному и широкой души многих поколений татар. Главными традициями татарского народа можно назвать конечно гостеприимство, трудолюбие, семейственность, взаимо , чистоплотность, науколюбие, дружелюбие, здоровый образ жизни, умеренность во всём и умение праздновать. Некоторые религиозные традиции татар являются общими с другими мусульманскими народами и появились у татарского народа после добровольного принятия ислама в 9-10 веках нашей эры. При этом татары всегда были противниками показной и излишней религиозности и в большинстве своем никогда не следовали строгим правилам и предписаниям ортодоксального ислама, считая их бесполезными и попусту отнимающими время – не совершают ежедневных пятикратных молитв, не посещают по пятницам мечеть и не носят постоянно мусульманскую одежду, считая это всё уделом священнослужителей.
Говорят, что человек появляется на свет уже со своим характером. Одни дети рождаются "домашними" - характер легкий, податливый, послушный. А другие, издав первые звуки, начинают капризничать, настаивать на своем, проявлять трудный характер. Конечно, никто не утверждает, что человек рождается Чингисханом, Наполеоном или, к примеру, гоголевскими персонажами - Собакевичем, Ноздревым, Плюшкиным. И, тем не менее, сегодня модно говорить, что характер -- это генетика.
Сами генетики утверждают, что это упрощенные представления. На самом деле, характер человека - это примерно 50 процентов гены, а 50 - воспитание. Конечно, гены во многом определяют характер, но сами не остаются неизменными. Вовсе не обязательно, что все, заложенное в генах, начнет работать или будет продолжать работать всю жизнь. Кроме того, есть масса факторов внешней среды, которые так или иначе могут влиять на формирование особенностей характера ребенка.
И, тем не менее, каждый родитель в своем чаде, только появившимся на свет, пытается разглядеть черты будущей личности. И даже заглянуть в далекое будущее: что из него получится через 10, 20, 30 лет? Наука дает такие возможности. Дело в том, что в разных странах были поставлены эксперименты "длиной" и в 30, и в 40 лет. Ученые изучали характер младенцев и этих же людей во взрослом возрасте. Оценивались три варианта поведения: спокойствие, умение контролировать себя и концентрировать внимание; преобладание отрицательных эмоций (капризность, зажатость, раздражительность); экстраверсия (активность, общительность, возбудимость).
Результаты исследований позволяют говорить о некоторой закономерности. Дети, уверенные и активные в младенческом возрасте, остались такими же во взрослом. Фактически не изменились с годами "зажатые" и раздражительные младенцы. Такая же картина с вниманием и общительностью.
Означает ли это, что при рождении наше будущее предопределено? Конечно, нет. Ведь сами генетики дают нам 50-процентный шанс на самовоспитание. Кстати, можно вспомнить Чехова, который утверждал, что от природы был очень раздражителен, но постоянно дрессировал себя, "выдавливал по капле раба". И по воспоминаниям многих знакомых, знавших его в зрелом возрасте, писатель был поразительно тактичным, внимательным ко всем людям. Так что все в наших руках. Нечего на природу пенять.