Абай (Ибраги́м) Кунанба́ев[2] (каз. Абай Құнанбайұлы (инф.); 29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай в Чингизтау — 23 июня [6 июля] 1904, там же[3]) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[4], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещённого ислама.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Его племянник — также известный казахский поэт и философ Шакарим Кудайбердиев.
Абай Кунанбайулы родился 29 июля (10 августа) 1845 года в урочище Жидебай в Чингизских горах, в то время административно принадлежавшем к Бийскому уезду Томской губернии (ныне в Абайском районе Восточно-Казахстанской области), в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.
Абай Кунанбаев распространению русской и европейской культуры среди казахов.
Некоторое время Абай работал волостным управителем.
У большинства людей картина мира формируется спонтанно и под влиянием многих внешних и внутрених факторов. Картина мира имеет много источников, вдаваться в их анализ и запутанные взаимосвязи было бы долго и утомительно, хотя быть может и полезно. Не буду высокомерно заявлять, что у меня не так, и что спонтанность это плохо. У меня сейчас не так, но то что картина мира формируется спонтанно - само по себе неплохо... Точнее было бы неплохо, если бы этим никто не пользовался. Но именно эту лазейку используют те, кто хочет "формировать человека". Воспитатели с древности спутали задачу выращивания и научения потомства с задачей вылепливания желаемых фигурок. порка и прочие старинные средства - это резец скульптора создать армию буратин вместо живых людей.
Необходимость свежести, оригинальности мышления не изначальная - она возникает от повсеместного навязывания идеологи, стереотипов, предрассудков. Даже "хорошие" предрассудки плохи! В частности это относится к религиозным верованиям, которые якобы нравственности. Потом в отдельном посте (или серии постов) я покаже, что дело обстоит совершенно иначе. То что не укоренено в природе человека, привнесено извне, вредит жизни.
Картина мира КАЖДОГО человека воспитание о образование (школу особенно), неизбежно искажена до крайности. Истину следует искать, как ни печально, по ту сторону нашей картины мира. Я сказал нашей потому, что при всех различиях картины мира отдельных людей имеют общие дефекты. Неадекватность мировоззрения плоха не сама по себе, а потому, что человек действует исходя из этой ложной картины мира. Религиозный фанатик имеет зрение не хуже, чем обычный здравомыслящий человек - но он как будто слеп, потому что основанием действий служит картина мира, а не чувства. И если возникнет противоречие между картиной мира и чувствами, то он скорее не поверит своим же чувствам...
Картина мира важна потому, что она подобна карте местности, которой мы руководствуемся, когда идем по незнакомым местам, особенно в лесу. Неверная карта - зайдешь не туда. Люди боятся не иметь мировоззрения, в случае крушения старого они тут же перестраивают картину мира, лишь бы всё было разложено по полочкам, вне зависимости от истинности. Но не лучше ли в таком случае вообще не иметь картины мира, идти по местности без карты, раз мы не уверены в её правдивости? Ведь доверяя своим чувствам и признакам самой местности, мы скорее отышем верный путь! Да, это было бы верно, если было бы возможно. Но люди не могут отказаться от картины мира, уже имея её. Остается только путь исправления, приведения карты в соответствие с местностью. Если все заражены ложными стереотипами - их следует преодолевать. И только по частям. Истина не открывается сразу, уже потому что она не едина и не единична. Условно говоря, истинная картина мира есть такая картина мира, в котором истинен каждый элемент, что, разумеется, невозможно. Но я уверен что ложка дегтя не испортит бочку меда, если только это действительно ложка и содержимое бочки не перемешать.
Абай (Ибраги́м) Кунанба́ев[2] (каз. Абай Құнанбайұлы (инф.); 29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай в Чингизтау — 23 июня [6 июля] 1904, там же[3]) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[4], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещённого ислама.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Его племянник — также известный казахский поэт и философ Шакарим Кудайбердиев.
Абай Кунанбайулы родился 29 июля (10 августа) 1845 года в урочище Жидебай в Чингизских горах, в то время административно принадлежавшем к Бийскому уезду Томской губернии (ныне в Абайском районе Восточно-Казахстанской области), в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.
Абай Кунанбаев распространению русской и европейской культуры среди казахов.
Некоторое время Абай работал волостным управителем.
Объяснение:
У большинства людей картина мира формируется спонтанно и под влиянием многих внешних и внутрених факторов. Картина мира имеет много источников, вдаваться в их анализ и запутанные взаимосвязи было бы долго и утомительно, хотя быть может и полезно. Не буду высокомерно заявлять, что у меня не так, и что спонтанность это плохо. У меня сейчас не так, но то что картина мира формируется спонтанно - само по себе неплохо... Точнее было бы неплохо, если бы этим никто не пользовался. Но именно эту лазейку используют те, кто хочет "формировать человека". Воспитатели с древности спутали задачу выращивания и научения потомства с задачей вылепливания желаемых фигурок. порка и прочие старинные средства - это резец скульптора создать армию буратин вместо живых людей.
Необходимость свежести, оригинальности мышления не изначальная - она возникает от повсеместного навязывания идеологи, стереотипов, предрассудков. Даже "хорошие" предрассудки плохи! В частности это относится к религиозным верованиям, которые якобы нравственности. Потом в отдельном посте (или серии постов) я покаже, что дело обстоит совершенно иначе. То что не укоренено в природе человека, привнесено извне, вредит жизни.
Картина мира КАЖДОГО человека воспитание о образование (школу особенно), неизбежно искажена до крайности. Истину следует искать, как ни печально, по ту сторону нашей картины мира. Я сказал нашей потому, что при всех различиях картины мира отдельных людей имеют общие дефекты. Неадекватность мировоззрения плоха не сама по себе, а потому, что человек действует исходя из этой ложной картины мира. Религиозный фанатик имеет зрение не хуже, чем обычный здравомыслящий человек - но он как будто слеп, потому что основанием действий служит картина мира, а не чувства. И если возникнет противоречие между картиной мира и чувствами, то он скорее не поверит своим же чувствам...
Картина мира важна потому, что она подобна карте местности, которой мы руководствуемся, когда идем по незнакомым местам, особенно в лесу. Неверная карта - зайдешь не туда. Люди боятся не иметь мировоззрения, в случае крушения старого они тут же перестраивают картину мира, лишь бы всё было разложено по полочкам, вне зависимости от истинности. Но не лучше ли в таком случае вообще не иметь картины мира, идти по местности без карты, раз мы не уверены в её правдивости? Ведь доверяя своим чувствам и признакам самой местности, мы скорее отышем верный путь! Да, это было бы верно, если было бы возможно. Но люди не могут отказаться от картины мира, уже имея её. Остается только путь исправления, приведения карты в соответствие с местностью. Если все заражены ложными стереотипами - их следует преодолевать. И только по частям. Истина не открывается сразу, уже потому что она не едина и не единична. Условно говоря, истинная картина мира есть такая картина мира, в котором истинен каждый элемент, что, разумеется, невозможно. Но я уверен что ложка дегтя не испортит бочку меда, если только это действительно ложка и содержимое бочки не перемешать.