Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования. В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания — богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей. Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания. Первая из них — убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения — Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий. Следующая характеристика — убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного — культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.). Еще одна важная черта религиозного сознания — убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением. Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты — это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
1. Фраза бредовая и абсолютно бесмысленная, особенно в условиях бывшего СССР. В отличие от США и Канады в РФ не сложились традиции компактного проживания. Это в США богатые живут в одном квартале, а бедные в другом. В городах РФ в одном доме могут жить выходцы из самых разных социальных групп. Особенно это касается городов с исторической застройкой. В одном доме 19 века постройки, в одной многокомнатной квартире может жить местный олигарх, а другую квартиру могут сдавать покомнатно для временного проживания трудовым мигрантам. Да и олигархи эти местные еще помнят, как начинали свой бизнес с производства суррогатных джинсов в подвале на соседней улице. Берджесс, похоже был больше писателем, чем ученым. (Он кстати, действительно работал главным редактором журнала по социологии.) Для Росссии более справедлива другая фраза : " Город — это злая сила. Сильный приезжает — становится слабым. Город забирает силу." (х.ф. "Брат".)
2. Опросы общественного мнения проводятся во всех странах. Только в одних странах это стало весьма доходным бизнесом и результаты опросов всячески пиарятся (оглашаются публично), а в других странах общественное мнение изучают без особой огласки. Например, из арабских легенд мы знаем, что Гарун-аль-Рашид, арабский халиф (786 - 809 г.г.) тайно, переодевшись простолюдином, выходил в город и посещал местный базар именно с целью изучения общественного мнения в городе Багдаде и более широко, в своем халифате. Ришелье (1585 - 1642 г.г.) если верить современника, наводнил всю Францию своими шпионами. Шпионы поставляли кардиналу в том числе и информацию об общественных настроениях, т.е. выражаясь современным языком, результаты социологических опросов... Ну и т.д.
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания — богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.
Первая из них — убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения — Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика — убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного — культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания — убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты — это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
2. Опросы общественного мнения проводятся во всех странах. Только в одних странах это стало весьма доходным бизнесом и результаты опросов всячески пиарятся (оглашаются публично), а в других странах общественное мнение изучают без особой огласки. Например, из арабских легенд мы знаем, что Гарун-аль-Рашид, арабский халиф (786 - 809 г.г.) тайно, переодевшись простолюдином, выходил в город и посещал местный базар именно с целью изучения общественного мнения в городе Багдаде и более широко, в своем халифате. Ришелье (1585 - 1642 г.г.) если верить современника, наводнил всю Францию своими шпионами. Шпионы поставляли кардиналу в том числе и информацию об общественных настроениях, т.е. выражаясь современным языком, результаты социологических опросов... Ну и т.д.