“Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Например, дует один и тот же ветер, но кто-то мерзнет при этом, а кто-то нет. Так разве можно сказать, что ветер холодный или теплый сам по себе? Логик А. М. Анисов комментирует: «Это очень удобная философия, поскольку позволяет оправдать все, что угодно. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи. Отсюда тезис софистов о том, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. Некоторые софисты готовы были доходить до абсурда».
Это один вывод из тезиса Протагора. Однако, возможны и другие оценки тезиса, вполне позитивные. В самом деле, всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через свое тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром. Тезис Протагора и указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке-взгляде на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, из своей «шкуры», быть стопроцентно беспристрастным, объективным, что в свои мысли-суждения он всегда вносит частицу себя, своей субъективности (и как индивидуум, и как представитель той или иной общности, и как представитель всего рода человеческого). Лучше об этой изначальной, неустранимой субъективности знать заранее, чем обманывать себя и других. Тезис Протагора защищает нас от всяких пророков, ясновидцев, лжемудрецов, которые объявляют себя носителями-хранителями истины-правды.
1. Семью характеризуют не только родственные связи, но и совместный труд, совместное ведение хозяйства. В той семье бывает все хорошо, когда обязанности между членами семьи распределены правильно: младшие старшим. Мама выполняет какие -то важные хозяйственные дела - готовит, стирает, папа занимается ремонтом, дети убирать квартиру. В такой семье все любят друг друга, они живут дружно, у них хватает время и на труд и на отдых. Это все вместе взятое и будет называться семейным хозяйством. 2. Рачительный хозяин-тот который очень старательный, бережливый, усердный в исполнении дел. Определяет особое количество ресурсов для ведения хозяйчтва, смотрит за порядком в доме, производит экономичесие расчёты, определяет сколько денег нужно выделить на питание, на другие нужды и т. д.
Это один вывод из тезиса Протагора. Однако, возможны и другие оценки тезиса, вполне позитивные. В самом деле, всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через свое тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром. Тезис Протагора и указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке-взгляде на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, из своей «шкуры», быть стопроцентно беспристрастным, объективным, что в свои мысли-суждения он всегда вносит частицу себя, своей субъективности (и как индивидуум, и как представитель той или иной общности, и как представитель всего рода человеческого). Лучше об этой изначальной, неустранимой субъективности знать заранее, чем обманывать себя и других. Тезис Протагора защищает нас от всяких пророков, ясновидцев, лжемудрецов, которые объявляют себя носителями-хранителями истины-правды.
2. Рачительный хозяин-тот который очень старательный, бережливый, усердный в исполнении дел. Определяет особое количество ресурсов для ведения хозяйчтва, смотрит за порядком в доме, производит экономичесие расчёты, определяет сколько денег нужно выделить на питание, на другие нужды и т. д.