ответить на вопросы: Всего 1) Кто в монгольском обществе находился в привилегированном положении? (1б)
2) Какова роль ходжей в мусульманском мире? Каково их происхождение? (2б)
3) Каковы обязанности высшего сословия в казахском обществе? (1б)
4) Какова роль и место биев в казахском обществе? (1б)
5) Назовите группы населения, которые относились к кара суйек? Каковы их привилегии и обязанности? (2б)
6) Назовите отличия рабовладения в Казахском ханстве от рабовладения в Риме и Греции? (1б)
7) Какой принцип был положен в основу сословного деления казахского общества? (1б)
8) Каковы основные принципы социальной структуры казахского общества ханского периода? (1б)
ответ:
человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. в разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. в собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек — общество" (или: "личность — общество", "индивид — род", "я — мы" и т. слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. в собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".
человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. человек — первичный субъект, общество — вторичный. человек "светит" своим светом, общество — отраженным. с другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. человек для себя — субъект во всех отношениях. общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. по отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. последние делают науку наукой!