Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие малой группы на человека
Позитивное
• Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
• В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения
• От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития
Негативное
• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм
• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались
• Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений
Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.
Е жизненный и профессиональный опыт личности. Немногие люди могут «читать человека, как книгу», но можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей.
На глубину, объективность и скорость познания другого человека влияют пол, возраст, национальный образ жизни, социальный интеллект, психические состояния и состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, у женщин выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника. Подростки и юноши обращают внимание в первую очередь на физические данные и экспрессивные характеристики, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением фотографии одного и того же лица давались разные установки («это преступник», «это герой») - характеристики лица на фотографии были полярными. Также экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе лица склонны приписывать другим холодность в общении.
Существует ряд механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека и себя в процессе общения. Ведущее место среди них принадлежит механизму интерпретации (соотнесения) личного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Идентификация – еще один познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии этого человека основывается на попытке поставить себя на его место. Особое личностное значение имеет в старшем подростковом и юношеском возрасте. Эмпатия – достижение понимания внутреннего состояния другого через эмоциональный отклик, сопереживание или сочувствие другому к эмпатии - важное профессиональное качество психолога, педагога, социального работника. Как особую форму познания другого человека можно назвать аттракцию. В этом случае более глубокое понимание другого человека и принятие его позиции возникает благодаря положительным чувствам (от простой симпатии до чувству любви) к нему.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии.Это человека представить себе, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше у человека содержательного и доверительного общения, тем лучше у него развивается к рефлексии.
У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения приписывания другим людям причин поведения иначе называют каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.
Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие малой группы на человека
Позитивное
• Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
• В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения
• От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития
Негативное
• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм
• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались
• Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений
Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.На глубину, объективность и скорость познания другого человека влияют пол, возраст, национальный образ жизни, социальный интеллект, психические состояния и состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, у женщин выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника. Подростки и юноши обращают внимание в первую очередь на физические данные и экспрессивные характеристики, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением фотографии одного и того же лица давались разные установки («это преступник», «это герой») - характеристики лица на фотографии были полярными. Также экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе лица склонны приписывать другим холодность в общении.
Существует ряд механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека и себя в процессе общения. Ведущее место среди них принадлежит механизму интерпретации (соотнесения) личного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Идентификация – еще один познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии этого человека основывается на попытке поставить себя на его место. Особое личностное значение имеет в старшем подростковом и юношеском возрасте. Эмпатия – достижение понимания внутреннего состояния другого через эмоциональный отклик, сопереживание или сочувствие другому к эмпатии - важное профессиональное качество психолога, педагога, социального работника. Как особую форму познания другого человека можно назвать аттракцию. В этом случае более глубокое понимание другого человека и принятие его позиции возникает благодаря положительным чувствам (от простой симпатии до чувству любви) к нему.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии.Это человека представить себе, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше у человека содержательного и доверительного общения, тем лучше у него развивается к рефлексии.
У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения приписывания другим людям причин поведения иначе называют каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.
.