Ознакомьтесь с материалами и выполните предложенные задания.
Любое общество должно развиваться, а для развития нужны учёные. Конечно, нужны и писатели, художники и композиторы с артистами, но и учёные нужны не в самую последнюю очередь. Учёных общество выращивает. Долго и трудно выращивает. Не каждый быть учёным. Так вот, первый шаг в процессе выращивания и есть популяризация науки. Тут надо сделать небольшую остановку и сказать, что под популяризацией науки у нас, как правило, понимают популяризацию естественных наук, забывая при этом о филологии, истории, философии или искусствоведении. И совершенно напрасно забывают, поскольку обществу нужны не только Королёвы, Ландау и Капицы, но и Лотманы, Померанцы и Лихачёвы. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что условный человек с улицы гораздо меньше представляет себе методы работы историка или литературоведа, чем методы работы химика или биолога.
Именно в детстве происходит первичный отбор тех, кто потом станет учеными. Популяризация науки ребёнку определиться с будущей профессией.
В моём советском детстве, в провинциальном городке таких форм популяризации было немного – книги, книги и ещё раз книги. Были, конечно, научно-популярные фильмы, кстати прекрасного качества. Теперь таких форм больше, как говорится, на порядок. Во-первых, интернет с его гигантским количеством научно-популярных фильмов, во-вторых, интернет с его огромным количеством научно-популярных книг, в-третьих, интернет с его возможностью объединить детей, интересующихся наукой, в самые различные сообщества.
Лекции, популярные книги и журналы, материалы в интернете, практические занятия, музейные экспозиции, фестивали занимательной науки и так далее.
Но ребёнок приходит с первыми во к родителям и учителю и уже потом лезет в интернет или читать книги. И тут роль учителя в деле популяризации науки состоит в том, чтобы задать ребёнку нужное направление поиска ребёнку понять – что его интересует в огромном мире науки ему на первых шагах разобраться в массе вывалившейся на него информации, может быть, свести с такими же интересующимися.
В идеале, наверное, хорошо бы, чтобы учитель чувствовал в учениках за на дополнительные знания, на исследовательскую работу. И знал, куда можно направить этот интерес ребёнка, вот такие есть книги, вот такие материалы в интернете, вот такие есть занятия, выбирай и решай. Учёные готовы прийти в школы для популяризации науки. Иногда даже звёзды первой величины. Когда наша старшая дочка участвовала в олимпиаде по математике, к ним приезжал с лекцией сам Новосёлов [Константин Новосёлов, один из лауреатов Нобелевской премии по физике 2010 года] – мне даже завидно стало. Если дети мотивированные и заинтересованные, выступать перед ними – большое удовольствие.
Но в приходе учёных заинтересованных пока мало. И это плохо, поскольку в школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки. Если, конечно, мы хотим её развивать и сами развиваться вместе с ней.
(По материалам сайта pedsovet.org. На основе интервью канд. техн. наук М. Бару и канд. биол. наук М. Молчановой.)
1)На основании текста определите, в чём значение популяризации науки среди школьников. Выберите три верных положения из приведённых.
*Общество должно «выращивать» учёных.
*Для развития отечественной науки самое важное – приглашать к сотрудничеству научных работников из-за рубежа.
*В школе у учащихся нет возможностей узнать о новейших достижениях науки, так как учёные считают несерьёзным приобщать школьников к последним научным открытиям.
*Популяризация науки ребёнку определиться с будущей профессией.
*В школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки.
*Гуманитарные науки не нуждаются в популяризации.
*Интернет не играет важной роли в рас научных знаний среди школьников.
2)О чём, по мнению авторов, должны получить представление люди в результате популяризации науки?
*об истории научных знаний
*о методах работы учёных
*о научных организациях, существующих в стране
*о биографиях великих учёных
3)Выберите из предложенного списка формы популяризации научного знания, о которых говорится в тексте.
*научно-познавательные фильмы
*специализированные научные конференции
*благотворительные акции
*научно-познавательные книги
*развитие транспортной инфраструктуры
*фестивали занимательной науки
*музейные экспозиции
4)Каковы функции учителя и школы как популяризаторов науки? Назовите четыре функции.
*прививать нормы вежливого общения ребёнку понять, что его интересует в мире знаний разобраться в массе информации
*организовать участие ребёнка в предметных олимпиадах
*организовать общение ребёнка с другими детьми, *интересующимися спортом
*организовать встречи с учёными в школе
1) указаны причины цикличности экономического развития, например:
— периодическое обновление капитала, связанное с достижениями научно-технического прогресса и инновационной деятельностью;
— нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;
2) дана конкретизация, допустим: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъему, росту спроса на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всю сферу экономики.
Разница между структурной и фрикционной безработицей заключается в том, что структурная безработица вызвана отсутствием рабочих мест в принципе, а фрикционная - временная безработица, вызванная нежеланием работодателей принимать на работу недавно потерявшего ее работника.
Примеры структурной безработицы: Василий окончил ВУЗ по специальности "юрист", но ВУЗы понавыпускали столько юристов, что нет работы для них всех. Геннадий работал слесарем на заводе, но на его заводе поставили роботов-слесарей, за которыми следит один инженер, а рабочих-слесарей всех уволили, и больше они не нужны. Мария переехала в город Никольск, она раньше работала поваром, но в Никольске не нужны повара, там всего один ресторан, две школы и три детских сада, и везде уже есть повара.
Примеры фрикционной безработицы: Александр работал системным администратором, он уволился, потому что ему не платили заработную плату, и теперь ищет новую работу по той же специальности, он ходит по собеседованиям, но везде его "кормят завтраками". Олег переехал в город Никольск, он раньше работал автослесарем, и в Никольске нужны автослесаря, но к нему пока присматриваются, рассматривают его, пока он обустроится, а на работу не берут, потому что есть свои местные кандидаты на эту работу. Юрия выгнали с работы за пьянство на рабочем месте, он ищет, где бы ещё устроиться, но в его трудовой книжке написано, что он уволен по статье, и все ему отказывают.