Справедливость - это целостная правда в поступках человека, состоящая из правдивости, честности, законности, исполнения долга, благоразумия, аккуратности и других моральных качеств. В христианстве при от Бога справедливость переходит в праведность, как бы полную справедливость.
Понятие справедливости является основополагающим в морали и этике, и его трудно определить формально. Однако интуитивно каждый чувствует, как справедливо, а как несправедливо в том или ином случае. Чувство справедливости составляет предмет самоконтроля со стороны совести за поведением человека. Когда человеку совестно? Когда он нарушил справедливость. А когда совесть спокойна? Когда он выполнил требования справедливости. Интересно, что человек может и не знать, в чем суть справедливости, но все равно чувствует ее. Но всегда ли человек правильно чувствует? Я думаю, нет. Чувство справедливости, как и чувство логики, тонкое, его легко поранить. Если воспитатели не старались быть справедливыми, то и воспитанник может иметь поврежденное чувство. Это так же, как и с логикой. Можно неправильными примерами и требованиями совершенно изуродовать мышление. Можно и совесть человека замутить ложными понятиями.
А как говорят, что у каждого правда своя? Такое бывает. Это от того, что чувство справедливости повреждено с детства или впоследствии надломлено, человек научился ловчить так, что лжет сам себе. Он уж и не понимает, как справедливо поступить. И дерутся в нем страсти: жадность требует экономить, тщеславие - наоборот публично жертвовать, нега тянет на жалость к себе и другим, испорченное чувство правды придает всему оттенок формализма и мертвой буквы... Вот так каждый и строит что-то напоминающее правду. Вывгодой своей никто не хочет жертвовать. Так и появляются разные варианты "справедливости", которая теперь у каждого "своя".
Да и те, кто стоит наверху, у руля общественной жизни, они будут ли радеть о справедливости? Им жадность и властолюбие давно глаза закрыли. Они и законы принимают не по правде, а как самим выгодно. И живет общество так, как будто и нет правды вовсе. И философы есть такие, которые говорят: какая правда? все относительно!..
И все же многие чувствуют несправедливость жизни, особенно дети. И каждый мечтает о справедливом обществе. Но, как говорят отцы Церкви, грех так вошел в человека, что все общество растлилось и никак не можем теперь жить по правде...
Все сказанное верно и насчет другой добродетели - любви. Любовь - это целостное добро. Ее также надо развивать, и она также теперь в упадке.
Сейчас если кто-то верит в любовь или в справедливость, он считается наивным, возможно, даже странным и чудаковатым человеком. Вот до чего доехали!
Иногда говорят, что справедливость жестока, что если все делать справедливо, то всех надо наказывать и т. д. Я не совсем согласен с таким мнением. Мне кажется это не в справедливости дело, а в строгости. И милость не должно путать с поблажливой снисходительностью, а справедливость с суровой жестокостью. У Бога любовь и правда всегда вместе, это вообще два аспекта действия Божественной Благодати. Это действие иногда нам представляется любовью, иногда - справедливостью. Но Бог в милости справедлив, а в справедливости милостив. И человек, исполняя долг правды, должен не забывать о любви, выбирать такие средства, которые больше созидают, чем разрушают. И наказание может воспитать, а не только причинить боль. И любящий должен хранить правду, не делать лжи ради любимых, иначе добро одного станет злом другого одним, не вреди другим. Это общее правило.
Словом, тема эта очень тонкая, но в то же время очень важная. И любовь, и справедливость очень нужны. И их надобно развивать, как важнейшее мастерство жизни. Ведь никто не стал искуссным математиком, физиком или историком без обучения. И любить надо учиться. И справедливость выдерживать нужно уметь.
Но вот кто сейчас решит эту задачу? Кто сможет научить другого, когда сами не умеем? Это важный вопрос и от его решения зависит многое в жизни общества. Ведь если граждане будут добры и справедливы, то нужно ли будет изыскивать средства урегулирования их отношений? Не от того ли это происходит, что не по правде и не по любви живем?
Так вот. Задача трудная и важная. И да Господь нам ее решить!
Здравствуйте.
Справедливость - это целостная правда в поступках человека, состоящая из правдивости, честности, законности, исполнения долга, благоразумия, аккуратности и других моральных качеств. В христианстве при от Бога справедливость переходит в праведность, как бы полную справедливость.
Понятие справедливости является основополагающим в морали и этике, и его трудно определить формально. Однако интуитивно каждый чувствует, как справедливо, а как несправедливо в том или ином случае. Чувство справедливости составляет предмет самоконтроля со стороны совести за поведением человека. Когда человеку совестно? Когда он нарушил справедливость. А когда совесть спокойна? Когда он выполнил требования справедливости. Интересно, что человек может и не знать, в чем суть справедливости, но все равно чувствует ее. Но всегда ли человек правильно чувствует? Я думаю, нет. Чувство справедливости, как и чувство логики, тонкое, его легко поранить. Если воспитатели не старались быть справедливыми, то и воспитанник может иметь поврежденное чувство. Это так же, как и с логикой. Можно неправильными примерами и требованиями совершенно изуродовать мышление. Можно и совесть человека замутить ложными понятиями.
А как говорят, что у каждого правда своя? Такое бывает. Это от того, что чувство справедливости повреждено с детства или впоследствии надломлено, человек научился ловчить так, что лжет сам себе. Он уж и не понимает, как справедливо поступить. И дерутся в нем страсти: жадность требует экономить, тщеславие - наоборот публично жертвовать, нега тянет на жалость к себе и другим, испорченное чувство правды придает всему оттенок формализма и мертвой буквы... Вот так каждый и строит что-то напоминающее правду. Вывгодой своей никто не хочет жертвовать. Так и появляются разные варианты "справедливости", которая теперь у каждого "своя".
Да и те, кто стоит наверху, у руля общественной жизни, они будут ли радеть о справедливости? Им жадность и властолюбие давно глаза закрыли. Они и законы принимают не по правде, а как самим выгодно. И живет общество так, как будто и нет правды вовсе. И философы есть такие, которые говорят: какая правда? все относительно!..
И все же многие чувствуют несправедливость жизни, особенно дети. И каждый мечтает о справедливом обществе. Но, как говорят отцы Церкви, грех так вошел в человека, что все общество растлилось и никак не можем теперь жить по правде...
Все сказанное верно и насчет другой добродетели - любви. Любовь - это целостное добро. Ее также надо развивать, и она также теперь в упадке.
Сейчас если кто-то верит в любовь или в справедливость, он считается наивным, возможно, даже странным и чудаковатым человеком. Вот до чего доехали!
Иногда говорят, что справедливость жестока, что если все делать справедливо, то всех надо наказывать и т. д. Я не совсем согласен с таким мнением. Мне кажется это не в справедливости дело, а в строгости. И милость не должно путать с поблажливой снисходительностью, а справедливость с суровой жестокостью. У Бога любовь и правда всегда вместе, это вообще два аспекта действия Божественной Благодати. Это действие иногда нам представляется любовью, иногда - справедливостью. Но Бог в милости справедлив, а в справедливости милостив. И человек, исполняя долг правды, должен не забывать о любви, выбирать такие средства, которые больше созидают, чем разрушают. И наказание может воспитать, а не только причинить боль. И любящий должен хранить правду, не делать лжи ради любимых, иначе добро одного станет злом другого одним, не вреди другим. Это общее правило.
Словом, тема эта очень тонкая, но в то же время очень важная. И любовь, и справедливость очень нужны. И их надобно развивать, как важнейшее мастерство жизни. Ведь никто не стал искуссным математиком, физиком или историком без обучения. И любить надо учиться. И справедливость выдерживать нужно уметь.
Но вот кто сейчас решит эту задачу? Кто сможет научить другого, когда сами не умеем? Это важный вопрос и от его решения зависит многое в жизни общества. Ведь если граждане будут добры и справедливы, то нужно ли будет изыскивать средства урегулирования их отношений? Не от того ли это происходит, что не по правде и не по любви живем?
Так вот. Задача трудная и важная. И да Господь нам ее решить!
Божьей всем читающим!