Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
Начну с того, что человеку свойственно делать зло и добро, не замечая, порой, ни того, ни другого. с одной стороны, понятие добра и зла у каждого человека своё. например, то, что для одного человека является просто шуткой, для другого - жгучая обида. таким образом, неудачно пошутивший человек, не хотел причинить другому зла, а все-таки сделал ему больно. такая же ситуация может случиться и в отношении так называемого добра. бывает, что человек хотел искренне , оказать другому услугу, а его только больше навредила. и таких случаев немало. с другой стороны, есть категория людей, которая делает зло обдуманно и намеренно. дело в том, что есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда другим людям хорошо. абсурдная ситуация, но так бывает. к счастью, таких людей немного на нашей земле. что касается первой части темы, я категорически против того, что добро может вернуться к нам злом. я исренне считаю, что добро возвращается к нам, значительно увеличившись в размерах. этим и живу. в заключение хочу сказать, что мы сами строим свою жизнь и свою судьбу. окружите себя добрыми и искренними людьми, и ваша жизнь будет состоять только из добра и добрых поступков.