Порядок выполнения практической работы.
Задание 1. Дать классификационную характеристику конфликтной ситуации (1 – 8), используя теоретический материал.
Предложить разрешения конфликта, обосновать свой выбор (1-5)
1.Ученик допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ученику замечание. Учитель выгнал ученика с урока и вызвал родителей.
2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировала свое решение тем, что в раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).
3.Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»
4.Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.
5.Правительство повысило цены на самые необходимые продукты, народ вышел на улицы, забастовки и митинги парализовали работу транспорта, предприятий .
6.Чеченский конфликт. В 1994 году российское правительство ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.
7.В 1773 году Емельян Пугачев объявил себя царем Петром III, объявляет войну Екатерине II, началась крестьянская война.
8.В феврале - октябре 1917 года восставший народ привел к власти большевиков, выражавших и защищавших интересы рабочих и крестьян. Эксплуататорские классы –дворянство и буржуазия были уничтожены.
Классификация конфликтов
В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:
а) по длительности: долго кратко разовые, затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.
Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Запишите его в тетради.
Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.
2. Разовый, субъективный, внешний, спонтанный, групповой, ненасильственный, производственный, экономический.
3. Повторяющийся, субъективный, внешний, преднамеренный, групповой, ненасильственный, политический.
4. Затяжной, объективный, внешний, региональный, насильственный, регрессивный, политический.
5. Затяжной, объективный, внешний, локальный, спонтанный, насильственный, регрессивный, политический.
6. Затяжной, объективный, внешний, спонтанный, насильственный, регрессивный, политический.
7. Затяжной, объективный, внешний, преднамеренный, насильственный, регрессивный, политический.
8. Затяжной, субъективный, внутренний, спонтанный, насильственный, регрессивный, политический.
Лишний термин: реабилитация