Американскому рабству и русскому крепостничеству равно свойствен патернализм‚ вызвавший у хозяев и их работников привычку к покровительству. К рабам и крепостным относились, как к детям‚ о которых надо заботиться‚ воспитывать‚ причём главным средством воспитания являлась порка. Их считали неразумными и ленивыми.
Есть сходные признаки у двух обществ, российского и американского Юга. Оба аграрные, с крупным землевладением‚ резкой социальной поляризацией; для них характерна кастовость, принявшая в России форму сословности‚ высокая концентрация богатства. Возникнув примерно в одно и то же время (ХVI—ХVII вв.) ‚ американское рабство и крепостное право были уничтожены почти одновременно (крепостничество в 1861 г. ‚ рабство в 1865 г.) ‚ поскольку тормозили модернизацию обеих стран. Оба института оставили глубокий след в обществе.
Но несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества куда больше различий‚ связанных в первую очередь с обществами‚ в которые они встроены. Россия была традиционным обществом с не вполне рыночными отношениями‚ слабо развитым институтом частной собственности; решающая роль в нём принадлежала государству. Юг как часть Соединённых Штатов представлял общество Нового времени‚ то есть рыночное‚ гражданское‚ протестантское. Иными словами, Россия и американский Юг являлись качественно разными обществами.
Различно происхождение двух институтов. Рабство вызвано дефицитом рабочих рук в английских колониях. На Юге плантационные культуры с круглогодичным сельскохозяйственным циклом требовали постоянной рабочей силы. В России прикрепление крестьян к земле происходило в период становления централизованного государства и являлось частью процесса подчинения всех слоёв населения, что диктовалось в первую очередь нуждой государства в пополнении казны для содержания армии, ведения войн. Крепостное право — государственный институт‚ система принудительного труда в несвободном обществе‚ где все жители — «слуги государевы» .
Американское рабство можно определить как капиталистическое, рациональное, поскольку рабовладельческая плантация была всегда товарной, а её главный принцип — экономическая эффективность. В рабах видели прежде всего рабочие руки‚ выгодное вложение капитала и следили за ними так же, как за мулами или машинами. Крепостного тоже рассматривали как имущество‚ но между помещиком и крепостным стояла третья фигура — государство. Помещик был посредником между крестьянином и государством, ответственным лицом государства‚ контролирующим выполнение крестьянами государственных податей и повинностей; гарантом общественного спокойствия на местах.
Помещичье хозяйство и рабовладельческая плантация существенно отличались. Плантационное хозяйство, почти полностью себя обеспечивавшее, всегда работало на рынок‚ став первым крупным бизнесом в США. Южные плантаторы — предприниматели‚ владевшие‚ в отличие от северян‚ другой формой собственности‚ чем была обусловлена разница их экономических интересов.
Существенно отличался статус крепостного и раба. Крепостной крестьянин имел свой дом‚ орудия труда‚ участок земли‚ где самостоятельно хозяйничал, хотя его надел находился в пользовании‚ а не собственности. Он, в отличие от раба‚ работал на помещика 3—4 дня в неделю‚ остальное время на себя. За крестьянином‚ наконец‚ стояла община в трудную минуту. Крепостной более независим в своих действиях‚ чем раб‚ получавший всё от хозяина. В крупных плантациях даже дети воспитывались вместе в своеобразном детском саду‚ чтобы не отвлекать женщин от работы‚ а пищу часто готовили для всех рабов.
Итак‚ рабство и крепостное право‚ бесспорно‚ различные институты‚ как различны общества‚ в которых они существовали. Но принудительный труд‚ личная зависимость‚ бесправие‚ сближают раба и крепостного‚ воспитывая сходные черты в психологии и поведении.
Правовое поведение — социально значимое ( хорошее для общества, показывающее другим, как правильно действовать в тех или иных ситуациях) осознанное ( человек "отслеживает" свои действия, понимает, что делает) поведение индивидуальных ( 1 человек) или коллективных ( несколько человек, группа) субъектов (лиц), урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения (например: сядешь в тюрьму) к виновному лицу (например: к грабителю) за совершение противоправного деяния ( например: за кражу товаров из магазина).
Если не было бы юридической ответственности, т.е. государство не наказывало бы виновных лиц за противоправные деяния, разве люди стали бы соблюдать нормы права? Конечно, нет. Раз никто их не контролирует, они бы не несли ответственность за свои действия, и делали бы все что угодно. Начался бы беспорядок в обществе. А чтобы его не допустить гос-во и применяет санкции к правонарушителям.
Американскому рабству и русскому крепостничеству равно свойствен патернализм‚ вызвавший у хозяев и их работников привычку к покровительству. К рабам и крепостным относились, как к детям‚ о которых надо заботиться‚ воспитывать‚ причём главным средством воспитания являлась порка. Их считали неразумными и ленивыми.
Есть сходные признаки у двух обществ, российского и американского Юга. Оба аграрные, с крупным землевладением‚ резкой социальной поляризацией; для них характерна кастовость, принявшая в России форму сословности‚ высокая концентрация богатства. Возникнув примерно в одно и то же время (ХVI—ХVII вв.) ‚ американское рабство и крепостное право были уничтожены почти одновременно (крепостничество в 1861 г. ‚ рабство в 1865 г.) ‚ поскольку тормозили модернизацию обеих стран. Оба института оставили глубокий след в обществе.
Но несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества куда больше различий‚ связанных в первую очередь с обществами‚ в которые они встроены. Россия была традиционным обществом с не вполне рыночными отношениями‚ слабо развитым институтом частной собственности; решающая роль в нём принадлежала государству. Юг как часть Соединённых Штатов представлял общество Нового времени‚ то есть рыночное‚ гражданское‚ протестантское. Иными словами, Россия и американский Юг являлись качественно разными обществами.
Различно происхождение двух институтов. Рабство вызвано дефицитом рабочих рук в английских колониях. На Юге плантационные культуры с круглогодичным сельскохозяйственным циклом требовали постоянной рабочей силы. В России прикрепление крестьян к земле происходило в период становления централизованного государства и являлось частью процесса подчинения всех слоёв населения, что диктовалось в первую очередь нуждой государства в пополнении казны для содержания армии, ведения войн. Крепостное право — государственный институт‚ система принудительного труда в несвободном обществе‚ где все жители — «слуги государевы» .
Американское рабство можно определить как капиталистическое, рациональное, поскольку рабовладельческая плантация была всегда товарной, а её главный принцип — экономическая эффективность. В рабах видели прежде всего рабочие руки‚ выгодное вложение капитала и следили за ними так же, как за мулами или машинами. Крепостного тоже рассматривали как имущество‚ но между помещиком и крепостным стояла третья фигура — государство. Помещик был посредником между крестьянином и государством, ответственным лицом государства‚ контролирующим выполнение крестьянами государственных податей и повинностей; гарантом общественного спокойствия на местах.
Помещичье хозяйство и рабовладельческая плантация существенно отличались. Плантационное хозяйство, почти полностью себя обеспечивавшее, всегда работало на рынок‚ став первым крупным бизнесом в США. Южные плантаторы — предприниматели‚ владевшие‚ в отличие от северян‚ другой формой собственности‚ чем была обусловлена разница их экономических интересов.
Существенно отличался статус крепостного и раба. Крепостной крестьянин имел свой дом‚ орудия труда‚ участок земли‚ где самостоятельно хозяйничал, хотя его надел находился в пользовании‚ а не собственности. Он, в отличие от раба‚ работал на помещика 3—4 дня в неделю‚ остальное время на себя. За крестьянином‚ наконец‚ стояла община в трудную минуту. Крепостной более независим в своих действиях‚ чем раб‚ получавший всё от хозяина. В крупных плантациях даже дети воспитывались вместе в своеобразном детском саду‚ чтобы не отвлекать женщин от работы‚ а пищу часто готовили для всех рабов.
Итак‚ рабство и крепостное право‚ бесспорно‚ различные институты‚ как различны общества‚ в которых они существовали. Но принудительный труд‚ личная зависимость‚ бесправие‚ сближают раба и крепостного‚ воспитывая сходные черты в психологии и поведении.
взяла из инета найди правильное сама
Так. Определения.
Правовое поведение — социально значимое ( хорошее для общества, показывающее другим, как правильно действовать в тех или иных ситуациях) осознанное ( человек "отслеживает" свои действия, понимает, что делает) поведение индивидуальных ( 1 человек) или коллективных ( несколько человек, группа) субъектов (лиц), урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения (например: сядешь в тюрьму) к виновному лицу (например: к грабителю) за совершение противоправного деяния ( например: за кражу товаров из магазина).
Если не было бы юридической ответственности, т.е. государство не наказывало бы виновных лиц за противоправные деяния, разве люди стали бы соблюдать нормы права? Конечно, нет. Раз никто их не контролирует, они бы не несли ответственность за свои действия, и делали бы все что угодно. Начался бы беспорядок в обществе. А чтобы его не допустить гос-во и применяет санкции к правонарушителям.