Познание — деятельность человека, направленная на отражение объективной реальности в сознании. Результатом познания является получение новых знаний об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, социальное, философское. В процессе познания всегда присутствуют объект и субъект познания. Под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека либо общество в целом. Объектом познания является какой-либо познаваемый предмет либо весь окружающий мир. Познание — движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Существуют две ступени познавательной деятельности: 1) чувственное познание, когда человек получает информацию с органов чувств, и 2) рациональное познание, осуществляемое в формах понятия, суждения и умозаключения.
Чувственное познание (эмпиризм) — самая простая и исходная форма познания, основанная на чувственном опыте.
Рационализм признаёт разум и логическое мышление основой познания. Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, восприятием и представлением, а с такими формами рационального познания, как понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория. Суждение — мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков. Умозаключение — это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок). Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними.
Сущностью процесса познания является получение истинного знания об окружающем мире. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Она включает в себя объективную и субъективную стороны. Содержание объективной стороны от Нас не зависит. Субъективная сторона указывает на связь полученных знаний с субъектом познания. Критерием истины является практика (обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.). Однако существует ряд наук, например математика, где практика не является критерием истинности, а служит лишь в открытий новых научных истин.
(К. Поппер)
9. Какие виды познания названы в тексте? Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один вид познания, не названный в тексте.
10. Какие формы рационального познания названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примером каждую из приведённых форм рационального познания.
11. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной автором текста мысли о том, что в ряде наук практика не может быть критерием истины.
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов - НЕВЕРНО
2) сокращение времени изучения естественных наук - НЕВЕРНО
3) ориентация на интересы и склонности ученика - ВЕРНО
4) применение технологий, сберегающих здоровье - ВЕРНО
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию - ВЕРНО
6) компьютеризация образовательного процесса - НЕВЕРНО
ответ: 3,4,5
У ужаса глаза велики - все мы встречались с этой поговоркой в ежедневной жизни. Зачастую, сталкиваясь с чем-то новым, необычным либо непонятным, мозг человека автоматически записывает происходящее событие в категорию небезопасно. Отсюда возникает чувство ужаса. Но в тот момент, когда человек преодолевает свой ужас, он разумеет, что видя он присваивал слишком великой вес и значение какому-или событию. Если разговаривать образно, чем-то это подсказывает тень на стенке, когда в зависимости от освещения, тень от малюсенького объекта может казаться громадной.