Практическая работа по теме: долг и совесть
№1 дайте определения
а) долг – это…
б) общественный долг – это…
в) моральный долг –
г) совесть –
№ 2 объясните в чем состоит отличие морального долга от долга общественного
№ 3 прочитайте в учебнике (стр.68) о яноше корчаке. как вы можете объяснить поступок януша корчака? можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга? выскажите собственное отношение к поступку польского педагога.
№ 4 поработайте с текстами документов и ответьте на вопросы
текст 1. что такое долг долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою жизнь в соответствии с этими требованиями. согласно фихте, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель- долг. единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях. вопросы и : 1.как вы понимаете положение «долг- внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2.как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? ответ аргументируйте.3. словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». отличаются ли они по смыслу? если да, то в чем это отличие?
текст 2. категорический императив и. канта идею о том, что долг- это сердце морали, развивал в xviii веке иммануил кант. он сформулировал категорический императив- моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. первая формулировка категорического императива практически совпадает с « золотым правилом морали». вторая гласит: « поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». максима- это правило, принцип. по канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. третья формулировка приблизительно такова: « относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели» вопросы и : 1.что такое категорический императив? 2.поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.3.сравните в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». сделайте вывод на основе сравнения.
№ 5. прочтите ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
считается, что термин, обозначающий «совесть», появился в древней греции учению стоиков. (2) стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (3) стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственные поступки занимается саморазрушением. (4) философию стоицизма исповедовали сенека, марк аврелий, диоген лаэртский.
определите, какие положения текста
а) отражают факты б) выражают мнения.
1
2
3
4
№ 6
прочтите ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков
«осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным ), называется долгом. в представлении большинства людей выполнять долг – значит следовать по пути ), делать по возможности ), не допускать в себе порочности, противостоять ). но порой в долге усматривают лишь ). психологически он в самом деле воспринимается как необходимость совершения определённых действий. и более того – как данная необходимость, как внутреннее побуждение. … требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ) от извне данных норм и правил. кроме того, исполняя долг, люди его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.»
слова в списке даны в именительном падеже. каждое слово может быть использовано только один раз. выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) добро; б) добродетель; в) идеал; г) ответственность; д) принуждение;
е) независимость; ж) зло.
1
2
3
4
5
6
Яку́ты- тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.
Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах,коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу северо азиатской расы.Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие.В XVII-XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль.Основным типом жилища был бревенчатый балаган (юрта), летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха.Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири.На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами.Вообще, якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Почти все якуты имеют представление о пантеоне богов.
Объяснение:
1.1. В современном обществе главной ценностью является права и свободы человека. Например, это провозглашается Конституцией РФ. Насильственный решение конфликтов нарушает эту ценность,так как жизнь это одно из естественных прав человека, относящееся к личным (гражданским) правам.
1.2. Решение конфликтов мирным путем наиболее справедливо, так как правда не всегда связана с военной мощью государства. только в диалоге можно прийти к правде, иначе будет то, что олицетворяет римская поговорка "горе побежденным"
2.1. согласиться нельзя. Агрессия не ведет к решению конфликта, а лишь усугубляет его. Интерес страны не должен идти в противовес интересам справедливости.
Объяснение: