Практикум по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»
1. Придумайте ситуации, в которых работник вынужден идти на все условия нанимателя.
2. Как вы думаете, кому легче с выгодой для себя отреагировать на изменение экономической ситуации в государстве, районе или мире:
а) одинокому работнику или семейному работнику,
б) работнику — собственнику жилища или работнику, арендующему жилплощадь?
ответ аргументируйте
3) Работники каких профессий (из списка), на ваш взгляд, обладают большими возможностями в оказании давления на работодателей?
а) профессия не требует обучения или профессия требует обучения в течение двух месяцев?
б) потребность государства в специалистах этой профессии: 10 человек или 100 человек?
в) забастовка этих специалистов приведет: к параличу экономики страны или ее заметят лишь специалисты?
ответ аргументируйте.
4) К каким последствиям, неблагоприятным для общества в целом, может привести чрезмерная защита прав работников в во приема на работу и увольнения?
5) Как вы считаете, какие качества работника наиболее важны для нанимателя и почему?
а) профессиональная подготовка;
б) покладистый характер;
Какие из этих качеств наниматель может проверить при приеме на работу? Придумайте, как это можно сделать.
6) Объясните, правомерен ли отказ нанимателя в приеме на работу на том основании, что претендент:
а) женщина — забойщиком в шахту;
б) несовершеннолетний — в игорный дом;
в) негр — в милицию;
г) близорукий — водителем автобуса;
В каждом случае укажите обоснование отказа.
7). Ниже названы несколько законных выбрать нового работника из нескольких претендентов. Скажите, какими достоинствами и недостатками обладает каждый из этих для нанимателя. Для работника?
а) шестимесячный испытательный срок;
б) сравнение трудового стажа претендентов (чтение трудовых книжек);
в) по результатам экзамена.
8). Кого из несовершеннолетних могут взять на работу? При каких условиях?
а) Тринадцатилетнего мальчика на работу почтальоном (работа с 7 до 8 ч утра каждый день).
б) Четырнадцатилетнюю девочку на место продавщицы мороженого (работа с 9 до 12 ч утра в будние дни).
в) Семнадцатилетнего юношу на должность грузчика в магазин, торгующий пианино и роялями.
Однажды Коля вышел погулять, на площадке сидела девочка, которая играла в песочнице. Коля недолго покачавшись на качели, решил поиграть вместе с девочкой.
Девочка согласилась, дала ему лопатку, фигурки. Коли все не нравилось, все было не по его, и решил он сломать творения девочки, как топнул ногой, и вспоминай что там было. Девочка обиделась и убежала домой. Коля собрал все игрушки, отнес их к себе в дом, сел есть. Тут стук в дверь, открывает Коля дверь, а там девочка с мамой. Коля извинился за то что все разрушил, игрушки забрал и девочку обидел и они дружно пошли гулять на площадку.
личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. можно выделить следующие признаки личности:
личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и
качества, реализуемые в общественной жизни.
психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.
психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания
психических процессов.
личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.
внешние факторы, влияющие на развитие личности:
воспитание (строгое или либеральное);
принадлежность человека к
определенной культуре (западной или восточной);
его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.
деятельность личности предполагает наличие свободы и
ответственности. личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки.
таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.
важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). в это время человек начинает играть
значимую для общества роль.
подростковый период характеризуется:
выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
определением своей будущей профессиональной
деятельности, интегрированием в жизнь общества;
в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.
усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется
как личность связано с понятием социализация.
социализация - это процесс вхождения индивида в общество. она включает в себя:
обучение и воспитание индивида;
взаимодействие с другими людьми;
освоение культурных ценностей и норм общества;
приобретение
определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
освоение видов совместной деятельности;
нахождение своего места в обществе.
необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не по наследству, они усваиваются и вырабатываются. социализация требует деятельного
участия самого индивида.
процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.
с периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. она связана с приобретением
общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему
правила и рамки поведения.
с фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. на этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных
ролей.
третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.
одним из результатов социализации является приобретение человеком
определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1