Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обрати внимание на то, что слов в списке больше, чем тебе потребуется для заполнения пропусков.
По характеру обязательств норма может быть (А), содержащей конкретные предписания, которые не могут быть изменены, а может предусматривать изменение правовых норм участниками (Б) по их взаимной договорённости, при условии соблюдения (В). В этом случае мы говорим о (Г) правовых нормах. Неисполнение правовых норм влечёт применение к нарушителю (Д) со стороны государства.
Список терминов:
1) правонарушение, 2) правоотношение, 3) диспозитивность, 4) санкция, 5) норма права, 6) право, 7) закон, 8) императивность.
Когда-то деревня объединяла вокруг себя множество крестьян, ремесленников, она кормила людей и давала возможность им жить. Но с течением времени в жизни человека большую роль стал играть город, который был центром промышленной, научной и торговой жизни гос-ва. И человек стал постепенно проходить этап урбанизации, покидая свои старые поселки, разрушая старые ценности и общественные институты в виде общин, становясь горожанами.
Современная деревня и вовсе пришла в упадок, теряя население и тем самым заростая травой и бурьяном.
Таким образом, можно сказать, что сегодня деревня хоть и продолжает существовать, но она перестала играть столь важную роль в жизни человека, как это было столетия назад.
Духовные регуляторы социальной жизни разнообразны. Они могут выступать в форме ценностных ориентации, идеалов, норм и принципов поведения. Все формы взаимосвязаны и образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Именно ценности определяют стратегическую направленность деятельности человека и общества. Когда ценности воплощаются в определенные правила, регуляция обретает форму конкретной нормы поведения, деятельности.
Ценности и нормы изучаются различными науками. Ведущая роль в их исследовании принадлежит философии и этике, а также юридической науке. Существует особое философское учение о ценностях — аксиология.
Социология обращается к ценностям прежде всего как к фактору, играющему определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, как к элементу культуры, который служит основой ценностно-нормативной системы социальной регуляции.
^ ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ?
Понятие «ценность» употребляется в различных значениях. В частности, ценность рассматривается как предмет, приносящий какую-либо пользу и удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, общества.
Эти понимания (или подходы) отражают ту или иную сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие характеристику ценностей.
В самом общем смысле ценность означает положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).
Существуют разные классификации ценностей. Так, выделяют высшие, или абсолютные, ценности (их часто называют ценности-цели); говорят о положительных и отрицательных ценностях; разделяют их на материальные и духовные и т. д. Вместе с тем подчеркивается, что все цен-
йости находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека—«пирамиду ценностей».
Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей и общественных систем ценности различны. Скажем, традиционное и информационное общества отличаются друг от друга, прежде всего, своими духовными ценностями. Однако существует и сходство ценностей, ибо все мы — люди, чем бы ни занимались и где бы ни жили.
«Являясь лицом и притязая на безусловное нравствен- }
{ ное значение, я должен и в других лицах признать та- j
! кую же безусловную ценность». {