Прочитай текст и выполни задания к нему (задание из пособия И. А. Лобанова).
Гражданское общество мы рассматриваем как элемент системы власть (государство) — бизнес (рынок) — гражданское общество. Известно, что требование сильного
государства защитить социальные интересы граждан, в конечном счёте
привело к созданию в развитых странах Запада государства всеобщего благосостояния
в качестве компромисса между требованиями рынка и общества. Однако приблизительно с конца 70-х гг. ХХ в. начался процесс постепенного ослабления государства всеобщего благосостояния, который, в свою очередь, спровоцировал возрождение
концепции гражданского общества. В рамках данной концепции гражданское общество выделяется в особую сферу, призванную и, как мы надеемся противодействовать «маркетизации» общества и хозяйства. Есть основания полагать, что мы
являемся свидетелями начала длительного процесса становления гражданского общества в качестве доминирующей сферы в обществе. Современный взгляд на гражданское общество выделяет две его стороны. Первая сторона — организационная. C организационно-функциональной точки зрения гражданское общество рассматривается
как определённый тип организации или самоорганизации, существующий благодаря
наличию формальных и неформальных институтов, процедур и отношений.
Совокупность институтов и элементов гражданского общества можно разделить на
три части. Это, во-первых, гарантируемые Конституцией гражданские права и свободы,
включая свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, сама по себе так
называемая публичная сфера, т. е. социальное в котором граждане могут влиять на государство и где формируется общественное мнение. И, наконец, третья
составляющая включает в себя сети добровольных объединений, обществ, организаций, выполняющих различные социальные функции, например образовательные. Вторая сторона гражданского общества — коммуникационная, без которой также невозможно его существование. Сюда включаются социальные отношения и формы коммуникации между гражданами, которые создают социальное Именно в социальном формируется такое качество индивида, как гражданственность.
Это качество формируется системой институтов, но не вытекает непосредственно из их
существования. Гражданственность проявляется в сфере обыденной жизни, в социальной практике людей. В своей специфике гражданская сфера, в отличие от политической, экономической и других сфер общества, как отмечает Дж. Александер, должна
восприниматься как область солидарности, включающая исторически определённый
набор практик взаимодействия, таких как гражданственность (позиция, выражающаяся
в чувстве долга и ответственности), равенство, критичность, доверие и уважение
1. Элементом какой системы, по мнению автора, является гражданское общество? Как
определяется роль данного института в концепции гражданского общества? Какие
стороны гражданского общества названы автором с позиций современного взгляда?
2. С опорой на обществоведческие знания раскрой смысл понятия «социальное государство». Что включает в себя публичная сфера? С опорой на знания и личный опыт
приведи пример любой общественной организации.
3. Приведи три любых примера влияния гражданского общества на государственную
власть. (Каждый пример должен быть развёрнутым.)
4. Государственные органы, наряду с гражданским обществом, заинтересованы в
формировании гражданственности у молодёжи. С опорой на обществоведческие
знания и личный опыт приведи три любых мероприятия, с которых формируется гражданственность
Потребитель, в свою очередь, стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Это позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что "экономика" напрямую связана с "деньгами" и "богатством".
Социальное взаимодействие людей представляет поведение человека или социальной группы, которое имеет значение для других людей в разное время (сейчас и в будущем).
Социальное взаимодействие обуславливается передачей информации, получением, реакцией на неё, переработкой и возвратом информации, а также реакцией на новую информацию первого лица, а также социальными статусами и ролями взаимодействующих людей и групп.
Все факторы потому можно разделить на объективные и субъективные. Объективные - факторы, на которые повлиять никак нельзя - пол человека или его возраст. Субъективные - факторы, которые мы можем изменить - выбор профессии, образование.
Еще есть предписанные и достигаемые факторы. Религиозная мораль - предписанный фактор, но с возрастом человек сам формирует свой опыт.