Прочитайте текст и выполните 17–21. многие века начиная с возникновения государства общество было разбито на разные классы, сословия, касты и т.д. в россии xix века были помещики, крестьяне, буржуазия, рабочие, ремесленники, дворяне, священники, купцы, мещане, офицерское сословие, казаки. общество было довольно сложным и дифференцированным. после октябрьской революции 1917 года всё значительно : дворянское сословие, буржуазия, купечество были уничтожены. остались рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. последняя считалась даже не классом, а некой «прослойкой» между двумя классами. в настоящее время российское общество снова дифференцируется, возвращаясь к нормальной социальной сложности. вновь появился класс капиталистов, скромно называющихся предпринимателями, который внутри себя делится по сферам своей деятельности (промышленность, торговля, банки) и уровням дохода. появился класс мелких предпринимателей, имеющих своё небольшое дело: магазин, ларёк, гараж по ремонту и т.д. сложным по своему внутреннему устройству стал рабочий класс: здесь и промышленные (внутри себя крайне неоднородные в силу различия отраслей, уровней квалификации), и сельскохозяйственные рабочие, и полубезработные, и полностью безработные. вновь появились служащие – многомиллионный отряд, самый большой по численности в любом современном обществе. здесь государственные служащие высшего звена (министры, директора крупных государственных компаний); инженерно-технический персонал предприятий; работники сферы обслуживания: коммунальных предприятий, транспорта, связи; военнослужащие. особое место принадлежит интеллигенции: учителям, учёным, писателям, художникам, артистам – людям, занимающимся духовным производством, производством и распространением новых идей, культурных ценностей, воспитанием и образованием. в каждом обществе есть и ещё одна часть населения, часто довольно внушительная, – так называемые маргинальные слои, занимающие неустойчивое положение в обществе. они вышли из одной социальной общности и пока не включились в другую – не выстроили новую систему связей, не усвоили новых ценностей, не приняты новой группой как свои. (по материалам энциклопедии для школьников) 17. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 18. используя содержание текста, дайте два объяснения фразы: «общество было довольно сложным и дифференцированным». 19. какие изменения произошли в современном российском обществе? используя содержание текста, укажите четыре изменения. 20. кого авторы текста называют маргиналами? используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, два примера маргинальных групп и кратко поясните каждый пример. 21. в чём проявляется особая роль интеллигенции в современном обществе? используя содержание текста и знания курса, три объяснения.
Русский язык и поит, и кормит, и спину порет.
Без русского языка не сколотишь и сапога
Русский язык сила слабого!
Велик и могуч русский язык
Во многом глаголании несть
Много знай, да мало бай! Много наговорено, да мало переварено.
Не спеши языком, торопись делом.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает -собирает (пожинает) . Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
Тара-бара — и вышло ни два, ни полтора.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Замолола безголова.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Язык болтает, а голова не знает.
Пустая мельница и без ветру мелет.
Язык наперёд ума рыщет.
За словом в карман не полезет. Пасёное словцо за щекой.
На словах, что на перинке, а проснешься – наголе.
Свой язычок первый супостат. Мужик рАжий, да язык-то вражий.
Кто бы и знал, коли бы не сам сказал.
Ты, язычок, смалчивай: за тебя я бедку плачивал.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.
Что на уме, то и на языке. Коротко да ясно.
Отзвонил да и с колокольни. Говорит направо, а глядит налево.
Речист, да на руку нечист. Говорит красно, да слушать тошно.
Говорить беда, а молчать другая.
Ваши слова – хоть в Библию, а наши и в татарские святцы не годятся.
Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Мал язык, да всем телом владеет.
Всякая сорока от своего языка погибает.
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает.