Прочитайте текст и выполните 17–21. многие века начиная с возникновения государства общество было разбито на разные классы, сословия, касты и т.д. в россии xix века были помещики, крестьяне, буржуазия, рабочие, ремесленники, дворяне, священники, купцы, мещане, офицерское сословие, казаки. общество было довольно сложным и дифференцированным. после октябрьской революции 1917 года всё значительно : дворянское сословие, буржуазия, купечество были уничтожены. остались рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. последняя считалась даже не классом, а некой «прослойкой» между двумя классами. в настоящее время российское общество снова дифференцируется, возвращаясь к нормальной социальной сложности. вновь появился класс капиталистов, скромно называющихся предпринимателями, который внутри себя делится по сферам своей деятельности (промышленность, торговля, банки) и уровням дохода. появился класс мелких предпринимателей, имеющих своё небольшое дело: магазин, ларёк, гараж по ремонту и т.д. сложным по своему внутреннему устройству стал рабочий класс: здесь и промышленные (внутри себя крайне неоднородные в силу различия отраслей, уровней квалификации), и сельскохозяйственные рабочие, и полубезработные, и полностью безработные. вновь появились служащие – многомиллионный отряд, самый большой по численности в любом современном обществе. здесь государственные служащие высшего звена (министры, директора крупных государственных компаний); инженерно-технический персонал предприятий; работники сферы обслуживания: коммунальных предприятий, транспорта, связи; военнослужащие. особое место принадлежит интеллигенции: учителям, учёным, писателям, художникам, артистам – людям, занимающимся духовным производством, производством и распространением новых идей, культурных ценностей, воспитанием и образованием. в каждом обществе есть и ещё одна часть населения, часто довольно внушительная, – так называемые маргинальные слои, занимающие неустойчивое положение в обществе. они вышли из одной социальной общности и пока не включились в другую – не выстроили новую систему связей, не усвоили новых ценностей, не приняты новой группой как свои. (по материалам энциклопедии для школьников) 17. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 18. используя содержание текста, дайте два объяснения фразы: «общество было довольно сложным и дифференцированным». 19. какие изменения произошли в современном российском обществе? используя содержание текста, укажите четыре изменения. 20. кого авторы текста называют маргиналами? используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, два примера маргинальных групп и кратко поясните каждый пример. 21. в чём проявляется особая роль интеллигенции в современном обществе? используя содержание текста и знания курса, три объяснения.
- Введение (разбитие общества на классы)
- Российское общество в XIX веке (состав классов, изменения после Октябрьской революции)
- Возвращение к социальной сложности в современном российском обществе
- Классы и слои в современном российском обществе
- Маргинальные слои общества
- Особая роль интеллигенции
2. Фраза "общество было довольно сложным и дифференцированным" может быть объяснена следующими способами:
- В обществе существовало множество различных классов, сословий и каст, каждый из которых имел свои особенности, права и обязанности. Это приводило к сложности и дифференцированности общества.
- Внутри каждого класса также существовала внутренняя иерархия и разделение на подклассы. Например, внутри дворянского сословия были дворяне низшего звания и дворяне высшего звания. Это также способствовало сложности общественной структуры.
3. Изменения в современном российском обществе, указанные в тексте, включают:
- Возрождение класса капиталистов, которые делятся на различные сферы деятельности и уровни дохода.
- Появление класса мелких предпринимателей с небольшими бизнесами.
- Усложнение рабочего класса из-за различий в отраслях, уровнях квалификации, а также включение сельскохозяйственных рабочих, полубезработных и безработных.
- Наличие многомиллионного отряда служащих, включая государственных служащих, инженерно-технический персонал и работников сферы обслуживания.
- Отмечается также особое место интеллигенции в обществе.
4. Маргиналами авторы текста называют те группы населения, которые не вписываются в стандартные социальные группы и находятся в неустойчивом положении в обществе. Примеры маргинальных групп могут быть следующими:
- Беженцы или вынужденные мигранты, которые оказываются вне своего обычного общественного круга и пока не находят должное место в новом социальном окружении.
- Бездомные люди или люди, существующие на краю бедности и социальной изоляции, не имеющие устойчивой работы или места жительства.
5. Особая роль интеллигенции в современном обществе проявляется:
- В осуществлении духовного производства, т.е. создании и распространении идей, культурных ценностей, науки, литературы и искусства.
- Воспитание и образование, ведь учителя, ученые, писатели, художники и артисты играют важную роль в формировании мировоззрения и развитии общества.
- Продвижении новых идей и новых подходов к решению социальных проблем.