Прочтите текст и выполните задания к нему.
Государственная власть характеризуется рядом отличительных признаков: легальностью использования силы в пределах государства; верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Государственная власть может ограничить влияние мощных корпораций, средств массовой информации (СМИ) и других учреждений. Она публична. Это означает, что государственная власть, в отличие от личной власти, которая обычно существует в малых группах, обращается от имени всего общества с права ко всем гражданам.
В рыночном демократическом обществе экономическая, социальная и духовно-информационная власти имеют множество центров принятия решений. Здесь действуют миллионы независимых собственников, различные СМИ и другие организации. Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и подчинять её своим целям. При определённых обстоятельствах определяющее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Её использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место эффект накопления власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту, доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность накоплению богатства, доступу к информационному влиянию и т.п.
В демократическом обществе происходит разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния; в политике – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в духовной сфере – разнообразие СМИ и других источников информации.
(По материалам интернет-издания)
1. Используя текст, назовите три отличительных признака государственной власти.
2. На примере современной России проиллюстрируйте мысль автора о разделении государственных властей в демократическом обществе (назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти каждый из них относится). (При желании Вы можете записать ответ в виде схемы.)
3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
4. В стране Z на очередных выборах главы государства один из кандидатов привлёк к предвыборной агитации многих известных певцов и актёров и одержал победу. Какое положение текста о соотношении политической и духовно-информационной власти иллюстрирует данный факт? Объясните, как привлечение известных певцов и актёров могло обеспечить победу кандидата на выборах.
5. Автор пишет о том, что политическая власть, с одной стороны, испытывает сильное давление экономической власти, с другой подчинить её своим целям. Используя текст и обществоведческие знания, объясните каждое из этих влияний.
6. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения об опасности для развития демократии отмеченного в тексте эффекта накопления власти.