«Работа с текстом» Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Рыночная экономика
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия с и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему... Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства. Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
3. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут?
Критические заметки. Этот вид заметок наиболее распространен в школьных стенных газетах. Ребятам кажется, что в газете можно только критиковать, и они охотно описывают в своих заметках недостатки, но, как правило, критикуют неумело, длинно, скучно.
Хочешь собрать для заметки материал и полностью выяснить причины события, о котором будешь писать, побывай там, где произошло это событие, и посмотри на все своими глазами.
Или:
«В 6-м классе состоялась встреча с актером драматического тетра Ивановым В. Г. , который рассказал о нелегком труде актера, о тех ролях, которые ему приходилась играть на сцене театра. После его выступления ребята из театра миниатюр показали сценку из своего спектакля. Актер похвалил ребят и дал несколько советов на будущее» .
«Хороший концерт подготовили для избирателей в день выборов президента учащиеся из параллели 7-х классов. Особенно зрителям понравилось выступление клоунов-пародистов — братьев-близнецов Виктора и Михаила Романчиков. Молодцы ребята!» .
Директор школы объявил благодарность ученикам. В газете появляются несколько строк.
«За отличные успехи, прилежание и отличную дисциплину учащимся (перечисляются имена и фамилии учащихся и класс, в котором они учатся) директор школы объявил благодарность. Редколлегия желает этим ребятам хороших успехов на будущее» .
Мальчики (указываются фамилии и имена) из 9-го класса создали модель действующего робота и завоевали на республиканской выставке главный приз. Школьная стенная газета сразу же помещает об этом заметку.
Правовая культура представляет собой некоторый общий уровень знаний права, а также отношения общества к праву.
Правовая культура включает все правовые знания, которые могут выражаться в нормах, установках, и убеждениях, которые человек приобретает в процессе жизни.
Правовая культура человека проявляется во многом: в труде, поведении и общение – во всем, в чем человек взаимодействует с обществом.
Формирование правовой культуры происходит только под эффектом воспитания, обучения. Правовая культура есть часть духовной культуры.
Такая культура может выражаться как: правовая культура общества, как культура группы или только как правовая культура личности.
Что касается функций правовой культуры, то это:
- познавательно-преобразовательная функция (деятельность для формирования правового гос-ва и общества – происходит на теоретическом и на организаторском уровне)
- праворегулятивная функция (реализация функционирования элементов правовой системы)
- ценностно-нормативная (проявляется в фактах жизни, поступках и сознании людей)
- правосоциализаторская (формирование качеств личности правового характера, самовоспитание, обучения правом)
- коммуникативная (происходит через общение людей в юридической среде)