с 2-мя заданиями по тексту (обществознание; 8 класс)
ЗАДАНИЕ №1
Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.
ЗАДАНИЕ №2
Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией?
ТЕКСТ:
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
Оба суждения являются верными. С одной стороны, мораль - это идеал поведения, стремясь к которому, человек совершенствует себя. С другой стороны, этот идеал не какими-то сверхъестественными силами дан, а порождается совестью и общественным мнением, причем общественным мнением даже больше, чем совестью. Совесть у человека возникает тогда, когда он делает что-то, что, как его учили - плохо. Если в определенной культуре определенный поступок считается хорошим, то совести за него человек не чувствует. Например, древних ацтеков учили, что если не приносить кровавые жертвы, то погаснет солнце, поэтому ацтеки убивали своих соплеменников, считали, что это хорошо, и их не мучила совесть.
Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане.Археологические исследования на нашей земле показали, что скотоводство развивалось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.
Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской области и Ботай Северо-Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с приручения скота.
В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.
Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожительства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.
Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.
Развитие кочевого скотоводства.На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-
Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.
Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.
Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.