Социальные нормы – это требования, предписания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм определено потребностью в упорядочении общественных отношений.
В основе появления социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена товаров и услуг требуют наличия общих правил, которые позволили бы участникам общественных отношений регулярно и единообразно вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы воплощают в себе модель указанных взаимодействий, дающую возможность индивидам предвидеть действия иных членов общества и соответствующим образом строить собственное поведение.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Во-первых, они вхождению людей в общество. Во-вторых, служат своеобразными «инструкциями» для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.
Нормы формируют обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные социальные нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.
Черкесов Б.А. Социальные нормы и девиантное поведение.
Во и задания:
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение понятия «социальные нормы» дает автор? Чем, по мнению автора, определяется возникновение социальных норм?
3. Приведите три вида социальных норм, названных в тексте.
4. Приведите три функции социальных норм, названные автором.
5. Приведите любые три примера социальных норм, действующих в современном российском обществе.
Оба суждения являются верными. С одной стороны, мораль - это идеал поведения, стремясь к которому, человек совершенствует себя. С другой стороны, этот идеал не какими-то сверхъестественными силами дан, а порождается совестью и общественным мнением, причем общественным мнением даже больше, чем совестью. Совесть у человека возникает тогда, когда он делает что-то, что, как его учили - плохо. Если в определенной культуре определенный поступок считается хорошим, то совести за него человек не чувствует. Например, древних ацтеков учили, что если не приносить кровавые жертвы, то погаснет солнце, поэтому ацтеки убивали своих соплеменников, считали, что это хорошо, и их не мучила совесть.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.