Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходиться решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. При этом люди ведут себя рационально. Рациональность поведения предполагает, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т.е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желаемого результата при наименьших затратах, т.е. минимизирует затраты для достижения данного результата.
Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не всегда является «правильным» с позиции норм морали. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.
С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов.
С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость товара или услуги – это то количество товаров или услуг, от которых отказываемся в пользу выбранного. При этом альтернативная стоимость определяется наилучшем из отвергнутых
Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения, человека к окружающей его действительности; к совершенствованию его видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это человеку добиваться успехов врешении самых различных жизненных и профессиональных задач. В новой книге В.С. Поликарпова «Введение в философию» дается краткое, но очень емкое определение философии: «философия есть самосознание культуры». С позиции такого понимания написаны все разделы экспериментального учебного пособия. Это пособие, как отмечает автор, следует читать внимательно и вдумчиво. Данное краткое определение можно пояснить следующим образом. Для уяснения более строго понятия о философии необходимо решить следующие задачи: • определить особенности в ряду различных форм культуры; • связать существование философии с определенными потребностями человеческого духа и культуры; • определить общественные функции философии; • учесть историческое многообразие философии Очевидно, что философия занимает определенное место в ряду различных форм культуры, к числу которых относится искусство, религия, право, наука и др. Философия отвечает определенным потребностям человеческого духа. Она появляется там, где возникает особая потребность в ней, а отсутствие ее не говорит об уровне достижений культуры. Предмет философии можно также определить как знание о знании, а точнее как рефлексия человека и человечества на свою культуру. Попытаемся подойти к анализу определения философии как области знания через выяснения ее предмета. История философии дает достаточно оснований для такой попытки. Если трактовать философию как вид, форму знания, то ее понимают как науку. Существуют попытки определить ее предмет через мир как целое. Но это скорее некоторое неопределенное представление и в этом смысле метафора, чем характеристика предметности. Вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область. Возникает дилемма: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание, либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. Но тогда для того чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала выяснить, что такое философия.
Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не всегда является «правильным» с позиции норм морали. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.
С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов.
С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость товара или услуги – это то количество товаров или услуг, от которых отказываемся в пользу выбранного. При этом альтернативная стоимость определяется наилучшем из отвергнутых
В новой книге В.С. Поликарпова «Введение в философию» дается краткое, но очень емкое определение философии: «философия есть самосознание культуры». С позиции такого понимания написаны все разделы экспериментального учебного пособия. Это пособие, как отмечает автор, следует читать внимательно и вдумчиво.
Данное краткое определение можно пояснить следующим образом. Для уяснения более строго понятия о философии необходимо решить следующие задачи:
• определить особенности в ряду различных форм культуры;
• связать существование философии с определенными потребностями человеческого духа и культуры;
• определить общественные функции философии;
• учесть историческое многообразие философии
Очевидно, что философия занимает определенное место в ряду различных форм культуры, к числу которых относится искусство, религия, право, наука и др. Философия отвечает определенным потребностям человеческого духа. Она появляется там, где возникает особая потребность в ней, а отсутствие ее не говорит об уровне достижений культуры.
Предмет философии можно также определить как знание о знании, а точнее как рефлексия человека и человечества на свою культуру.
Попытаемся подойти к анализу определения философии как области знания через выяснения ее предмета. История философии дает достаточно оснований для такой попытки. Если трактовать философию как вид, форму знания, то ее понимают как науку. Существуют попытки определить ее предмет через мир как целое. Но это скорее некоторое неопределенное представление и в этом смысле метафора, чем характеристика предметности. Вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область.
Возникает дилемма: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание, либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. Но тогда для того чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала выяснить, что такое философия.