Составть план текста. для этого выделите основные смыловые фрагменты текст и озоглавьте каждый из них . политические системы современных обществ человеку многообразные возможности для участия в политической жизни. и чем сложнее системы, разнообразнее идеологические ориентации, тем большее многообразие политического поведения они закладывают. кроме того, современный человек более информирован, обладает разносторонними знаниями, навыками, умениями и установками, которые всегда могут быть актуализированы в политической деятельности. для обозначения различных видов политической деятельности в науке обычно используются два понятия: «политическое участие» и «политическая борьба». в широком смысле слова под политическим участием понимается все многообразие конкретных действий людей, совершаемых ими в политике: от голосования на выборах в государственные органы до совершения террористических актов с целью дестабилизировать политическую ситуацию в стране. в этом случае политическая борьба является одним из видов политического участия. в узком смысле слова под политическим участием понимаются только те виды действий людей, которые воспроизводству политических институциональных отношений и не выходят за рамки политического нормативного порядка. иными словами, термин «участие» подчеркивает признание индивидом нормативно-институционального политического порядка и фактическую готовность действовать в соответствии с требованиями закона. в демократическом обществе, гарантирующем гражданам политические права и свободы, такое участие не обязательно выливается в безусловную поддержку правительства, оно может принимать и оппозиционные формы, когда индивид руководствуется идеологическими принципами, отличающимися от взглядов правящей группы. но при этом его деятельность по реализации своих принципов не должна выливаться в противоправные действия, дестабилизирующие политическую систему. политическая борьба — это неотъемлемое свойство политики. мы уже говорили, что там, где есть власть, всегда будет борьба за право ее осуществлять. чем сложнее становятся отношения политической власти, тем разнообразнее формы политической борьбы. обычно в нее вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы. причина этого заключается в том, что цели политической борьбы практически невозможно реализовать в одиночку, требуется поддержка масс или организаций
Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность ( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).
Детские годы (1929 г. — конец 30-х годов)
Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье.
Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (+1962), уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года).
Михаил Александрович обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии. Мать Святейшего Патриарха — Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала расцвету культурной жизни.
Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде в России.
Религиозная общественность в русском зарубежье создала бесценный для России опыт воцерковления различных форм культурной деятельности и социального служения. В молодежной среде активно работало Русское студенческое христианское движение (РСХД). Движение имело своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви, ставило своей задачей подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость подлинной русской культуры от Православия.
В Эстонии Движение действовало с большим размахом. В рамках его деятельности активно развивалась приходская жизнь. В мероприятиях Движения охотно участвовали русские православные люди. Среди них был и отец будущего Святейшего Патриарха.
С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания в 1940 году богословских курсов в Ревеле он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета.
В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было во о выборе жизненного пути.
Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить».
Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины.
Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти.
Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой.
В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители — духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, +1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, +1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, +1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце.