Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но на все общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые. Необходимо отметить, что при оценке социального развития российского общества православная церковь, например, придерживается гуманистических взглядов на проблемы экологии, демографии, социальных конфликтов, взаимоотношений различных религиозных организаций. Но при этом подчеркивается, что именно православная церковь всегда была хранительницей лучших традиций народа и его объединительницей в трудные времена.
Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия[3]. В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединения множеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.
Стратификация – разделение общества на слои по одному или нескольким признакам. Стратификация есть в каждом обществе, но принципы, по которым разделяется население могут разниться.
В СССР, в отличие от сегодняшней РФ, разделение происходило по другим принципам. Тогда имели большое значение формальные ранги, определяемые нормами и законами. Иерархию создавала тоже власть – частная собственность не поощрялась и положение людей в обществе зависело от их позиции в иерархии, создаваемой государством.
В РФ все изменилось, причем коренным образом. Теперь большое значение имеет доход, работа и общий заработок лица. Это и решает его позицию в обществе. Сегодня можно официально владеть недвижимостью, вести собственный бизнес и многое другое. Это и позволило развиться новой системе стратификации.
Появились целые новые группы и слои населения – предприниматели, бизнесмены – из которых многие даже поднялись по социальной лестнице и стали важными чиновниками или элитой.
Появились новые высокооплачиваемые виды работы – менеджеры, финансовые работники и банкиры. Это позволяет многим людям зарабатывать намного больше других, а потому расслоение общества на базе дохода и работы теперь очень выраженное. В СССР расслоение было намного меньшим.
Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия[3]. В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединения множеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.
Стратификация – разделение общества на слои по одному или нескольким признакам. Стратификация есть в каждом обществе, но принципы, по которым разделяется население могут разниться.
В СССР, в отличие от сегодняшней РФ, разделение происходило по другим принципам. Тогда имели большое значение формальные ранги, определяемые нормами и законами. Иерархию создавала тоже власть – частная собственность не поощрялась и положение людей в обществе зависело от их позиции в иерархии, создаваемой государством.
В РФ все изменилось, причем коренным образом. Теперь большое значение имеет доход, работа и общий заработок лица. Это и решает его позицию в обществе. Сегодня можно официально владеть недвижимостью, вести собственный бизнес и многое другое. Это и позволило развиться новой системе стратификации.
Появились целые новые группы и слои населения – предприниматели, бизнесмены – из которых многие даже поднялись по социальной лестнице и стали важными чиновниками или элитой.
Появились новые высокооплачиваемые виды работы – менеджеры, финансовые работники и банкиры. Это позволяет многим людям зарабатывать намного больше других, а потому расслоение общества на базе дохода и работы теперь очень выраженное. В СССР расслоение было намного меньшим.