В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
1941г3
1941г3
04.07.2020 17:23 •  Обществознание

Современный российский политолог А. А. Дегтярев о процессе принятия политических решений. Когда аналитик приступает к изучению принятия решений, перед ним сразу встает несколько серьезных вопросов. Где находится «начало» решения и кто дает ему «первотолчок»? И вообще можно ли говорить о «начале» и «конце» применительно к процессу, который носит замкнутый, циклический характер?

И все же что-то или кто-то инициирует старт подготовки и принятия тех или иных решений. Кто или что? Давление общественного мнения или агрессивная кампания в СМИ, многотысячные демонстрации у стен правительственных зданий или обращения ряда политических партий? А может быть, настойчивые рекомендации советников лица, принимающего стратегическое решение, или же подкуп чиновников и депутатов заинтересованными в решении проблемы группами? В современной политике активно используются все упомянутые внесения общественной проблемы в повестку дня. Но, чтобы постичь их природу, необходимо понять, как формируется сама повестка дня.

<...> Политическая повестка дня представляет собой совокупность актуальных социальных проблем, отражающих те потребности общества или отдельных групп интересов, на которые политики и администраторы готовы и реагировать. Как подчеркивает Дж. Андерсон (современный американский политолог. — Прим. ред.), она «образуется из требований, которые политики выбирают сами, почувствовав, что пришла пора на них прореагировать или хотя бы создать видимость такой реакции». Контролирующие официальную повестку дня политики и администраторы всегда связаны некими целями и приоритетами, ресурсами и временем и испытывают давление со стороны различных групп интересов и общественного мнения в целом.

Почему же одни общественные проблемы попадают в официальную повестку дня, тогда как другие остаются вне ее? Через какие этапы им нужно пройти, чтобы оказаться в фокусе публичной политики?

В начале 1970-х гг. в ходе изучения процесса формирования повестки дня в сфере экологической политики известный американский политолог Э. Дауне выделил несколько основных стадий «цикла поддержания внимания к вопросу». Первой является пред-проблемная стадия, когда проблема уже обозначилась, но пока остается на периферии общественного сознания. Ею занимаются лишь отдельные эксперты и заинтересованные группы. Затем наступает этап «тревожного открытия и эйфорического энтузиазма». По каким-то причинам в обществе вспыхивает интерес к существующей проблеме, звучат призывы к немедленному ее решению. Далее следует стадия уяснения «цены прогресса». Население начинает понимать, каких затрат потребует поспешное решение проблемы. И если эти затраты оказываются непомерными, общественный интерес к проблеме ослабевает. Завершает цикл постпроблемная стадия, когда другие проблемы оттесняют рассматриваемую в «сумеречную зону». Впрочем, это не означает, что у такой проблемы больше нет будущего. «Группа ее поддержки» может не сложить оружия и стимулировать начало нового цикла.

По заключению исследователей, построение повестки дня представляет собой классический случай субъективированного и идеологизированного процесса, в ходе которого социальная проблема преобразуется в партийнополитический проект. Возьмем, к примеру, проблему социального страхования. Как известно, данная проблема совершенно по-разному интерпретируется социал-демократами и консерваторами: если первые настаивают на увеличении пособий, то вторые, напротив, выступают за их сокращение.

Вопросы и задания. 1) Какие проблемы возникают перед аналитиком, приступающим к изучению процесса принятия и реализации политических решений? 2) Верно ли утверждение, что политический процесс направлен на решение какой-либо общественной проблемы, являющейся объектом-целью политического процесса? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 3) Кто и в каких формах выступает инициатором постановки политических проблем? 4) Правильно ли называть политиков и администраторов главными исполнителями решения политических проблем? ответ поясните. 5) Объясните, почему одни общественные проблемы попадают в официальную повестку дня, а другие оказываются вне фокуса публичной политики. 6) Какова роль политических партий в формировании политической повестки дня? 7) Выскажите предположение о результатах политического процесса в случае согласования всех его элементов: субъектов, объектов-целей, средств, методов и ресурсов !

Показать ответ
Ответ:
taukebai2002
taukebai2002
18.01.2024 13:20
Хорошо, давайте рассмотрим каждый вопрос по порядку:

1) Когда аналитик приступает к изучению процесса принятия и реализации политических решений, перед ним встают несколько важных вопросов. Один из таких вопросов - где находится "начало" решения и кто дает ему "первотолчок". Это значит, что аналитик хочет понять, как возникают политические решения и кто их инициирует. Другой вопрос - можно ли говорить о "начале" и "конце" процесса принятия решений, который по своей природе замкнут и цикличен. Эти вопросы помогают аналитику понять особенности политического процесса и его динамику.

2) Верно утверждение, что политический процесс направлен на решение общественной проблемы, которая является объектом-целью политического процесса. Главной целью политического процесса является решение проблем, которые возникают в обществе. Проблемам могут быть различные варианты решения, и политики и администраторы занимаются выбором и реализацией наиболее подходящего решения.

3) Множество факторов и лиц могут выступать инициаторами постановки политических проблем. Это может быть давление общественного мнения, которое выражается через многотысячные демонстрации, обращения политических партий или кампании в СМИ. Также, влияние на процесс принятия решений могут оказывать советники политических деятелей и даже подкуп чиновников и депутатов группами, заинтересованными в решении определенной проблемы.

4) Политики и администраторы являются главными исполнителями решения политических проблем, но они не являются главными инициаторами. Они ответственны за принятие и реализацию решений, выбранных на основе общественного давления и интересов различных групп.

5) Попадание общественных проблем в официальную повестку дня зависит от нескольких факторов. Некоторые проблемы получают большую внимательность и попадают в повестку дня благодаря интересу общественности, агитации в СМИ и демонстрациям. Другие проблемы могут остаться вне фокуса публичной политики из-за отсутствия интереса или лоббирования выполнения других задач.

6) Политические партии играют важную роль в формировании политической повестки дня. Они представляют свои интересы и мнения, проводят свои кампании и предлагают свои решения для рассмотрения. Политические партии могут предоставить альтернативные варианты решений или поддержать определенные проблемы, что влияет на формирование повестки дня.

7) Если все элементы политического процесса будут согласованы, то можно ожидать достижения определенных результатов. Субъекты (политики и администраторы) должны сосредоточиться на решении общественной проблемы (объект-цель), используя различные средства, методы и ресурсы. Если все эти элементы будут учтены, то можно ожидать положительного результата в виде решения проблемы.

Надеюсь, этот ответ поможет вам разобраться в вопросах, связанных с процессом принятия политических решений. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать их.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Обществознание
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота