Сравните архаичные формы верований. Чем они отличаются? Приведите примеры
их проявления в современном обществе.
5) Если сравнить каноны мировых религий, то какие выводы можно сделать?
6) Какие церковные (религиозные) обряды вам известны? Опишите их. Каков их
смысл и какое место они занимают в жизни современных людей?
7) Что такое атеизм? Чем он вызван?
8) Что такое фанатизм? Как он проявляется? Какие имеет последствия для людей,
общества, государства?
9) Используя знания по истории, приведите примеры религиозных конфликтов. Как
их можно было предотвратить с вашей точки зрения?
10) Как соотносятся церковь и государство в ПМР?
А территория у нас - громадная.
Теоретически здесь может быть не одно, даже не два суверенных государства. Десятки.
Но пока их нет. Что-то нас по-прежнему связывает.
Наверное, не этнос.
Во-первых, русские - самое многочисленное, но отнюдь не единственное этническое множество, живущее в России.
Во-вторых, сам русский этнос весьма и весьма неоднороден. Территорий много, все они разные. Россия до Урала и после Урала - это разные страны. Русская провинция очень плохо относится к Москве и москвичам. И так далее.
Этническое самосознание - вообще штука специфичная.
Оно может объединять только перед лицом врага. Когда есть чего делить.
В условиях обычной мирной жизни человек просто стремиться к привычной и понятной культурной среде, к комфортным и знакомым обычаям и правилам общения.
К тому же, живут и действуют в государстве все-таки не этносы, а люди.
Если же исходить из социальной активности, стремления пробиться в элиту и занять доминантные позиции, то русские, вероятно, уступают другим этносам.
Пропорционально уступают точно.
Наверное, не язык.
Может быть, русский язык не разъединяет. Хотя стремление подчеркнуть свое правильное владение языком в пику всяким невеждам и инородцам присутствует довольно часто.
То есть на языковой почве тоже довольно легко поссориться, было бы желание.
Точно не бытовая культура.
Потому что есть сакраментальное во-первых. Во-первых, у нас мультикультурная страна. Есть Россия, есть Кавказ, есть Поволжье, есть Тыва, Якутия, Карелия, северные культуры.
Во-вторых, русская культура весьма и весьма отличается по зонам. Есть Центральная Россия, есть культура крупных городов, есть культура столиц, есть казачьи области, есть Север, Сибирь, Дальний Восток. Ни о каком само собой разумеющимся единстве речи быть не может.
Не духовная культура, факт.
Кто-то любит концерты Башмета, кто-то - мюзиклы, кто-то - американское кино, а кто-то - программу Малахова.
Кто-то смотрит канал "Культура", а кто-то - юмористические передачи с Петросяном. Мозаика.
Наверное, не религия.
Первый пункт все тот же. Религий много, нет одной веры для всех Россиян.
Второй - даже в рамках одной религии конфессиональное единство отсутствует. В любой церкви идет внутренняя борьба, и это вносить дополнительную смуту в социальные отношения.
Строго говоря, культурного единства в России нет и быть не может.
Ставить на объединяющую силу этноса, языка, бытовой культуры, религии, даже высокой культуры - бессмысленно.
Все это - элементы среды существования.
Пока я живу в привычной среде, мне она кажется естественной.
Но и в другой я не пропаду. Если найду работу и безопасность.
На самом деле объединяет людей, живущих на некоторой территории, только одно.
Они живут в рамках единого государства. То есть у них одна деятельностная и политико-правовая система.
Раньше, когда государство было военным, народ объединяла военная сила.
Однако стоило государству из дворянского превратиться в гражданское, как выяснилось, что одной военной силы недостаточно.
Вопрос единства людей в этом гражданском государстве - это вопрос удовлетворенности тем, какие у них есть возможности для деятельности и заработка, насколько безопасна их жизнь и насколько обеспечены их права.
Если основную массу граждан государства это в целом удовлетворяет, среди них возникает единое представление об их замечательном государстве.
Надежном, удобном для жизни и работы.
И обязательно возникает народная государственная идея. О том, чем хорошо это государство, какие замечательные возможности оно дает своим гражданам.
И здоровый народный патриотизм.
Смысл которого прост.
Помните, фразу из "Особенностей национальной охоты в зимний период": "объясни ты им, что я не собирался с родины линять! Мне здесь интереснее, на родине!"?
Но такое государство должно существовать для людей.
То есть власть должна решать простые вопросы:
- создавать условия, чтобы каждый гражданин имел возможность найти себе дело по душе;
- убирать, все, что мешает самодеятельности граждан;
- обеспечивать внешнеполитическую безопасность и четко говорить гражданам о необходимой мере их участия в этом;
- защищать права и свободы граждан;
- гарантировать политическое самоуправление - в центре, в регионах и в своем поселении.
Кому тогда будут нужны какие-то специальные "духовные скрепы"?
Специальная роль церкви?
Придуманная в чиновничьих кабинетах государственная идеология?
Правильная национальная идея - это идея жить в государстве, которое дает тебе возможность быть собой, самостоятельно выстраивать свою судьбу и бороться за свое счастье.
Если вы живете в таком государстве, у вас национальная идея будет!
Но если у граждан возникают проблемы с гражданской самоидентификацией, если общество распадается на враждебные группы и слои, если актуальным остается вопрос о территориальной целостности, то это звоночек властям. Что-то не так.
Наверное, нужные не искусственные "скрепы", языковые, культурные или церковные?
Может быть, нужно просто повернуться к людям, к гражданам?
Подумать о том, что им мешает жить в государстве по имени Ро