Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. распределяются они по степени авторитетности. и если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития — с другой. от этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, , поддержку. «отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. они являются предметом насмешек, порой издевательств. в группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. их отвержение происходит в силу их личных качеств, или психической неполноценности. при прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц. по тексту : какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? назовите роли и позиции, указанные в тексте
Роли и позиции: лидер (только один), лица занимающие вторые и третьи места (распределяются они по степени авторитетности), "отверженные" члены группы (являются предметом насмешек, порой издевательств; выступают в роли "шута", "козла отпущения".