Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания: 1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета; 2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета; 3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств. Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях.
Формы рационально-го познания: 1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»); 2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»); 3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
"Самообразование - есть единственный путь, к совершенству разума" - говорили японские мудрецы. Однако же это высказывание остаётся актуальным и по сей день. Ждать у моря погоды не стоит, как и ждать, пока кто-нибудь покажет и расскажет. Сегодня в вопросе самообразование нет никаких препятствий. Наоборот, появилось множество вс средств. Например: интернет, книги, журналы и т.д. Саморазвитие трактуется, как "самостоятельное развитие" человека. А развитие в свою очередь является основной приоритетной целью для каждого уважающего себя человека и всего общества в целом.
Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого.
Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»).
Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях.
Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены»
Однако же это высказывание остаётся актуальным и по сей день. Ждать у моря погоды не стоит, как и ждать, пока кто-нибудь покажет и расскажет. Сегодня в вопросе самообразование нет никаких препятствий. Наоборот, появилось множество вс средств. Например: интернет, книги, журналы и т.д. Саморазвитие трактуется, как "самостоятельное развитие" человека. А развитие в свою очередь является основной приоритетной целью для каждого уважающего себя человека и всего общества в целом.