Субъект, объект, гносеология, ноумен, феномен, априоризм, агностицизм, истина, разум, рассудок. дуализм, трансцендентальный субъект, эмпирический субъект. гносеология, эпистемология, онтология, скептицизм, гносеологические стратегии, нативизм, редукционизм, научный реализм, агностицизм, дуализм, трансцендентальный субъект, эмпирический субъект.
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.
Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). Это нечто может существовать как в реальной действительности, так и в вымышленном мире; а объектом может быть и сам субъект
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности
НОУ́МЕН и нумен, ноумена, муж. (греч. noumenos - мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли.
Феномен – являющееся явление.
Априоризм – познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства.
Агностицизм – философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.
Разум - Философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности мыслить всеобще анализа, абстрагирования и обобщения.
истина - Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
Рассу́док — часть мыслящего сознания логически осмыслять действительность
ДУАЛИЗМ
(от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п.
Трансцендентальный субъект – это выделенное Кантом понятие надындивидуального начала в человеке.
Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» + λόγος «слово», «речь») — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним гносеологии.
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Научный реализм (англ. Scientific realism) — течение в философии науки, согласно которому единственным надёжным средством достижения знания о мире является научное исследование, результат которого интерпретируется с научных теорий.
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Нативизм — философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые идеи, с которых он познаёт мир.
Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.
Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.
Эмпирический субъект, т. е. субъект любых актов восприятия, сознания и творчества, проистекающих во времени и составляющих его содержание, есть всегда уже бытие в , бытие в «уже не», бытие-след, поскольку темпоральная форма этих актов раскрывается в чувственном восприятии и логическом постижении времени.