Техногенная катастрофа — крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию.
В английском языке термин «техногенная катастрофа» употребляется редко. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о «технологических катастрофах» (technological catastrophes) и «технологических бедствиях»(англ. Industrial disasters), транспортных происшествиях (англ. Transportation disasters), а вместе с войнами и терактами их объединяют в понятие "рукотворные бедствия" (англ. Man-made disasters).
Техногенные катастрофы можно подразделить на следующие виды:
По субъективному отношению:
вызванные халатностью обслуживающего персонала;
вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.
По объекту:
«индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
«транспортные» (Авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.)
Самой масштабной по числу жертв считается Бхопальская катастрофа, произошедшая 3 декабря 1984 года в Индии, в результате выброса паров метилизоцианата на химическом заводе Union Carbide. В результате трагедии непосредственно в день аварии погибло 3 тысячи человек, 15 тысяч умерло в последующие годы. Общее количество пострадавших оценивается в 200—600 тысяч человек.
Техногенная катастрофа — крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию.
В английском языке термин «техногенная катастрофа» употребляется редко. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о «технологических катастрофах» (technological catastrophes) и «технологических бедствиях»(англ. Industrial disasters), транспортных происшествиях (англ. Transportation disasters), а вместе с войнами и терактами их объединяют в понятие "рукотворные бедствия" (англ. Man-made disasters).
Техногенные катастрофы можно подразделить на следующие виды:
По субъективному отношению:
вызванные халатностью обслуживающего персонала;
вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.
По объекту:
«индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
«транспортные» (Авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.)
Самой масштабной по числу жертв считается Бхопальская катастрофа, произошедшая 3 декабря 1984 года в Индии, в результате выброса паров метилизоцианата на химическом заводе Union Carbide. В результате трагедии непосредственно в день аварии погибло 3 тысячи человек, 15 тысяч умерло в последующие годы. Общее количество пострадавших оценивается в 200—600 тысяч человек.