1. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела — субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела — изначально первый компонент в структуре самосознания.
2. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».
3. Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
4. Важный этап в становлении самосознании — овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.
Раскройте смысл определения человека древнегреческим философом Протагором как меры всех вещей.
Протагор утверждает, что человек является мерой всех вещей. Протагор определяет человека так, потому что человек самостоятельно создает определенные представления об окружающем мире, о добре и зле, о моральном и аморальном. Человек самостоятельно устанавливает определенные приоритеты в своей жизни, которым он следует. Кроме того, человек является связующим звеном между природой и обществом, поскольку объединяет в себе и природные, и социальные качества. И поскольку человек устанавливает самостоятельно «правила игры», то он вполне может быть мерой всех вещей. Он сам устанавливает что является моральным, а что не является, и так он измеряет, что есть правильно, а что неправильно.
Но если рассматривать данное определение исключительно с природной стороны, человек далеко не мера всех вещей, а всего лишь еще одна часть природы, которая на нее сильно влияет. Хотя и об этом ведутся споры, исходя из места человека в природе.
Раскрывает ли оно сущность понятия человек?
И определение Протагора, определенно, раскрывает социальную сущность человека, и даже биосоциальную сущность, которые отличают его от животных и других живых существ. Человек, как личность, как субъект социокульной жизни, действительно, является мерой всех вещей. Но с поправкой на «меру всех вещей в социальных отношениях, общении».
2. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».
3. Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
4. Важный этап в становлении самосознании — овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.
Протагор утверждает, что человек является мерой всех вещей. Протагор определяет человека так, потому что человек самостоятельно создает определенные представления об окружающем мире, о добре и зле, о моральном и аморальном. Человек самостоятельно устанавливает определенные приоритеты в своей жизни, которым он следует. Кроме того, человек является связующим звеном между природой и обществом, поскольку объединяет в себе и природные, и социальные качества. И поскольку человек устанавливает самостоятельно «правила игры», то он вполне может быть мерой всех вещей. Он сам устанавливает что является моральным, а что не является, и так он измеряет, что есть правильно, а что неправильно.
Но если рассматривать данное определение исключительно с природной стороны, человек далеко не мера всех вещей, а всего лишь еще одна часть природы, которая на нее сильно влияет. Хотя и об этом ведутся споры, исходя из места человека в природе.
Раскрывает ли оно сущность понятия человек?И определение Протагора, определенно, раскрывает социальную сущность человека, и даже биосоциальную сущность, которые отличают его от животных и других живых существ. Человек, как личность, как субъект социокульной жизни, действительно, является мерой всех вещей. Но с поправкой на «меру всех вещей в социальных отношениях, общении».