В ст. 43 Конституции РФ записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
А. В чём состоит смысл выражения «общедоступность … образования»?
Б. Сейчас Вы получаете основное общее образование. Составьте рассказ о роли образования в Вашей жизни, используя следующий план.
1) Какие виды образования Вы получали ранее и получаете сейчас? Какое влияние оказывает это образование на Ваше развитие.
2) Какие условия надо учитывать при выборе профессионального образования? Почему этот выбор очень важен?
2. Выберите верные суждения о нормах права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от большинства других социальных норм нормы права записаны в специальных документах.
2) Наряду с модой нормы права являются видом социальных норм.
3) Нормы права устанавливаются государством.
4) Основным источником права в РФ являются конституции республик.
5) Указ Президента РФ не является нормой права.
3. Социологическая служба страны Н. провела о родителей о том, какие виды отклоняющегося поведения, по их мнению, наиболее рас среди современных подростков. Результаты о представлены в графическом виде.
А. Как ответила наибольшая доля о Предположите, почему.
Б. Одна группа о считает, что наиболее рас формой отклоняющегося поведения является хамство, а другая — что агрессия. Какая из этих групп о больше? В чём, по Вашему мнению, состоит отличие хамства от агрессии?
В. Какой ответ на во дали бы Вы, если бы участвовали в о Почему?
4. Установите соответствие между условиями труда совершеннолетних и несовершеннолетних граждан и линиями их сравнения.
УСЛОВИЯ ТРУДА
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
А) установление испытательного срока
Б) оплата труда
В) заключение трудового договора
Г) работа в ночное время
1) черты сходства
2) черты различия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
5. Известному российскому культурологу Юрию Михайловичу Лотману принадлежит следующее высказывание:
«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться — иногда в очень значительных пределах».
А. Как Вы понимаете смысл понятия «целевые установки»?
Б. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
В. Как Вы думаете, почему поведение человека меняется при смене коллектива?
6. Студент Иванов перебежал дорогу в неположенном месте, так как опаздывал в институт. Оцените поступок Иванова с точки зрения различных социальных норм. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие нормы.
1) Иванов совершил аморальный поступок
2) Иванов нарушил народную традицию
3) Иванов нарушил закон
4) Иванов совершил правонарушение
5) Иванов нарушил Конституцию
6) Иванов совершил преступление
7. На фотографии изображено принятое в русской культуре приветствие.
А. К какому виду социальных норм можно отнести ситуацию, запечатлённую на фотографии? Дайте определение этому виду социальных норм.
Б. Какие другие виды социальных норм Вы знаете? (Назовите любые два других вида.)
8. Фирма «Красные сапожки» занимается изготовлением обуви. Как называется этот вид экономической деятельности?
9. Заполните пропуск в таблице.
Вид социальной нормы
Характеристика
Моральные нормы
Регулируют отношения людей с точки зрения представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.
… нормы
Устанавливаются/санкционируются государством
10. В выходной день Вере Васильевне понадобились наличные деньги. Банк был закрыт, поэтому она пошла к банкомату, хотя не помнила, как им пользоваться. У банкомата оказался любезный молодой человек, который Вере Васильевне вставить в банкомат карточку и набрал под её диктовку пин-код.
Какие небезопасные для своих личных финансов действия совершила Вера Васильевна? Как ей следовало поступить в данной ситуации?
11. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о государстве, используя все приведённые ниже понятия.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло Школы.У каждого человека в жизни есть школа. Может не быть дошкольного образования, может не быть средне-специального образования или высшего, но среднее (полное) общее образование (т.е. школу) получает каждый человек.Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Школа является связующим звеном между и настоящим, между детством и прозой жизни.Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живет интересной жизнью.
Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность просто исчезнуть с лица Земли.
Словосочетание «Красная книга» появилось в большинстве языков более сорока лет назад. В 1948 году в маленьком городке недалеко от Парижа на международной конференции был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (эта организация в настоящее время издаёт Международную Красную книгу). Уже в следующем 1949 году начался сбор информации о редких и находящихся под угрозой исчезновения различных видов растений и животных для Красной книги. Первые тома «Красной книги фактов», описывающие бедствия живого мира нашей планеты, вышли в 1966г. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.
У нас, тогда ещё в СССР, Красную книгу учредили в 1974г. В середине 80-х годов в ней упомянули 94 вида исчезающих млекопитающих, 37 видов пресмыкающихся, 80 видов птиц, 681 вид высших растений… К нашему сожалению, этот печальный список увеличивается с каждым годом, что означает: живая природа всё ещё продолжает пребывать в смертельной опасности. Да и статистика здесь очень удручающая: в начале века исчезал лишь один вид животных за год. Сейчас целый вид исчезает ежедневно! По различным экспертным оценкам, в Самарской области произрастает от 1500 до 1800 видов сосудистых растений. Двести двадцать шесть растений Самарской области имеют особое научное значение. К их числу относятся такие растения, как астрагал Цингера, венерин башмачок настоящий, касатик карликовый, ковыль красивейший, ковыль перистый, копеечник крупноцветковый, молочай жигулевский, полынь солянковидная, пыльцеголовник красный, рябчик русский, тонконог жестколистный, чина Литвинова и шаровица крапчатая, которые включены в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области.
В последние годы отмечается активная синатропизация (при организмов к обитанию вблизи человека) флоры Самарской области, вызываемая рядом факторов антропогенного воздействия, среди которых на первом месте стоит интенсивная рекреация. С одной стороны, потоки отдыхающих, концентрирующихся в районе водоемов, лесных массивов, других привлекательных в эстетическом отношении местах вытаптывают растительный покров, вырывают на букеты растения, вырубают деревья и кустарники для кострищ, по их причине возникают лесные пожары и палы. Хорошо развитая сеть шоссейных и железных дорог, речные порты и пристани также являются угрозой для сохранения самобытности флоры области. С другой стороны, из-за возрастающих потоков грузоперевозок в область внедряются адвентивные растения, многие из которых являются карантинными сорняками, мощными аллергенами или ведут себя агрессивно по отношению к аборигенным видам. Третья группа причин, приводящая к деградации естественного растительного мира нашей области, обеднению и антропогенной трансформации флоры, включает в себя несанкционированный сбор лекарственных, пищевых, технических дикорастущих растений, выкопку декоративных растений из природных сообществ с их последующей пересадкой на индивидуальные участки.