ВАШЕ МНЕНИЕ
Все советские, а теперь и российские руководители всегда выступали и выступают за порядок. Однако важно, какого порядка мы хотим. Порядка, основанного на страхе репрессий, показательных судебных процессов с общественным гневом? Порядка с доминированием общего сознания и единением умов? Если следовать логике социологизма Э. Дюркгейма, то возврат в какой бы то ни было форме к подобного рода порядку будет означать консервирование взаимодействия людей на уровне механической солидарности, функционально более низком типе общественных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями для судеб страны. Так к какому же порядку нам стремиться? Готово ли коллективное сознание россиян к возможным Вашим предложениям?
Когда Кевин Морган собирается работать всю ночь, он полагается на проверенную тактику, позволяющую ему не сомкнуть глаз.
Его рабочее место ярко освещено, вечером он регулярно перекусывает, а перед выходом на работу укладывается вздремнуть на полтора часа. Кроме того, он не дает иссякнуть своим запасам молотого кофе.
Думаете, специалиста по изучению сна (сомнолога) такой ненаучный подход может привести в ужас? Вовсе нет. Спросите хотя бы самого профессора Кевина Моргана – ведь он возглавляет лабораторию клинического исследования сна в английском Университете Лафборо.
Сомнологи не рекомендуют работать всю ночь, однако профессор Морган считает, что у такого графика есть и плюсы.
"Ночью меньше отвлекающих факторов, - говорит он. - И вы можете управлять окружающей вас обстановкой".
Вне зависимости от мнения ученых, многим из нас приходится бодрствовать ночью – например, чтобы завершить большой объем работы, или совпадать по графику со страной в другом часовом поясе, или же просто по привычке.
60% студентов, принявших участие в исследовании университета Сент-Лоуренс, которое проводилось в американском штате Нью-Йорк в 2008 году, заявили, что по крайней мере один раз за время учебы не спали всю ночь. И это касается не только студентов, готовящихся к экзаменам. В 2012 году в ходе опроса, проведенного по заказу британского журнала для преподавателей TES Connect, выяснилось, что 70% из 1600 о учителей начальных классов хотя бы один раз за последние три месяца не спали всю ночь, завершая рабочие задания.
Во многих университетах сейчас есть круглосуточные помещения для учебы – к примеру, читальный зал Чикагского университета в США или компьютерный класс Бристольского университета в Великобритании.
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
ИЛИ
Социальный статус — это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека.
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус.
ИЛИ
Социальная роль — это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией.
Ролевой набор (ролевая система)
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли
Социальные роли могут быть и конвенциональными.
Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).