до сих пор мне казалось: что же тут трудного? если друг тебе — друг, то ведь это прекрасно, есть с кем поделиться, а это так облегчает жизнь! и радости, и заботы — пополам. но однажды произошел случай, который заставил меня задуматься: так ли уж легко быть хорошим другом?
однажды мой друг витька сказал мне, что поделится со мной «страшной» тайной. я пообещал ему, что сохраню его тайну ото всех. и тут он признался мне, что вытаскивает из почтовых ящиков в нашем подъезде письма, читает их, а потом заклеивает обратно и кладет на место. я обмер. на вопрос, зачем он это делает, витька ответил коротко: «интересно». мне стало не по себе. я посоветовал ему прекратить безобразие, пока не поздно, потому что все тайное становится явным.
а между тем события скоро приобрели неожиданный поворот. несколько жильцов на почте, что получают письма почти распечатанными. почтальонша получила от начальства нахлобучку. несмотря на это, витька не прекращал «забавляться». я не знал, что мне делать. а потом решился: сказал витьке, что расскажу обо всем соседям. «ты же дал слово сохранить мою тайну. это не по-дружески! » — возмутился друг. «а можно дружить с человеком, от поступков которого другие? »по правде говоря, я не знал, как мне быть дальше. с одной стороны, я обещал витьке сохранить его тайну, с другой — я сам становился как бы его сообщником.на витьку все-таки подействовало — он прекратил читать чужие письма. однако с тех пор он перестал меня замечать. а мне вспомнились слова учительницы: нелегко быть хорошим другом. тогда я не понял, почему нелегко. а теперь мне стало ясно, что говорить другу правду — значит проверять дружбу на прочность.
Структура нравственного поступка Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка) .
Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.
Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.
Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.
Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.
Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .
Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.
до сих пор мне казалось: что же тут трудного? если друг тебе — друг, то ведь это прекрасно, есть с кем поделиться, а это так облегчает жизнь! и радости, и заботы — пополам. но однажды произошел случай, который заставил меня задуматься: так ли уж легко быть хорошим другом?
однажды мой друг витька сказал мне, что поделится со мной «страшной» тайной. я пообещал ему, что сохраню его тайну ото всех. и тут он признался мне, что вытаскивает из почтовых ящиков в нашем подъезде письма, читает их, а потом заклеивает обратно и кладет на место. я обмер. на вопрос, зачем он это делает, витька ответил коротко: «интересно». мне стало не по себе. я посоветовал ему прекратить безобразие, пока не поздно, потому что все тайное становится явным.
а между тем события скоро приобрели неожиданный поворот. несколько жильцов на почте, что получают письма почти распечатанными. почтальонша получила от начальства нахлобучку. несмотря на это, витька не прекращал «забавляться». я не знал, что мне делать. а потом решился: сказал витьке, что расскажу обо всем соседям. «ты же дал слово сохранить мою тайну. это не по-дружески! » — возмутился друг. «а можно дружить с человеком, от поступков которого другие? »по правде говоря, я не знал, как мне быть дальше. с одной стороны, я обещал витьке сохранить его тайну, с другой — я сам становился как бы его сообщником.на витьку все-таки подействовало — он прекратил читать чужие письма. однако с тех пор он перестал меня замечать. а мне вспомнились слова учительницы: нелегко быть хорошим другом. тогда я не понял, почему нелегко. а теперь мне стало ясно, что говорить другу правду — значит проверять дружбу на прочность.
Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка) .
Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.
Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.
Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.
Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.
Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .
Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.