Вопросы для контрольной по обществознанию (20.12): 1. Кто такой человек? Что значит быть индивидуальностью и личностью (тетрадь)
2. Почему человек считается существом общественным? (Пар.2)
3. Какие два "Я" есть у человека (пар.3)
4. Выделите причины, почему так доброжелательны друг к другу жители многих стран? (Пар.4)
5. Что такое толерантность и интолерантность? (Тетрадь)
6. Какой самый верный не обижать человека? Примеры из жизни (пар.6)
7. Что такое значит жить в коллективе? Приведите примеры
8. Что такое семья? Назовите функции семьи (тетрадь)
9. Что такое брак? Назовите виды семей (тетрадь)
10. Каковы правила, о которых надо помнить в многонациональной стране? Почему их надо соблюдать? (Пар 8)
11. Кто такой гражданин и что такое гражданство?
12. В чем разница между моралью и правом? (Тетрадь, пар.15)
Нравы, нормы морали вместе с обычаями формируют законы – примерно так я понимаю смысл этого высказывания. Ведь закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимает орган, обладающий законодательной силой. На основе сформировавшихся обычаев появляется нравственность, понимание хорошего и плохого – отсюда мы имеем закон. Думаю автор хотел сказать так.
С каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой философом проблемы?Смысл поднятой проблемы мы можем раскрыть при таких обществоведческих терминов как «закон», «нормативно-правовой акт», «источник закона», «нормы», «нравственность», «мораль», «обычай».
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему.- что такое закон?
- правовой обычай как источник закона
- возникновение обычаев
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана- например, в пункте про закон я бы рассказала о том, что это свод обязательных норм и правил, которые регулируют общественные отношения. Можно сказать о таких сводах законов как «Русская правда».
- а правовой обычай является источником права и правила поведения, которые сложились исторически.
Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между
арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других
странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в
США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло
в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами
различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в
России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния
общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но
и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.
Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе
славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.) , евреев, поломали
судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что
человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще
чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-
разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились
творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры,
подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная
гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других
народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на
национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое –
плохо» . Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и
плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа.
Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для
других народов, но и для своего собственного.
В историческом у разных народов были славные страницы. Они
связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и
ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные
страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать.
Неудобные факты исторического следует не скрывать, а оценивать
так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение
национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих
народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция другим
народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в
Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную
армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду,
разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть.
Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и
обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте
достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на
возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей
страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на
фронте друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и
украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и
мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены,
таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно
не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной,
национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти
положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина