Воснове теории лежат три основных вопроса. что нужно производить и в каком количестве? как будут производиться товары, то есть с каких ресурсов, какой технологии? для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу? ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. но, к сожалению, это не так. на земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. количество этих ресурсов ограничено. вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие. в каждой стране свои условия. они определяют тип системы. система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. в командной (или плановой) государство решает, что и в каком объёме производить. государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. в такой у человека совсем нет выбора. в свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации деятельности и ею используются системы рынков и цен. каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. роль государства в ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности. в реальности мы наблюдаем смешанную . в её основе – рыночная , базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). государство с налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага. (по материалам интернет-издания) 1. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. на основе текста и знаний обществоведческого курса составьте три предложения, раскрывающие роль государства в смешанной . 3. чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной и свободного рынка? используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка. 4. в стране z все решения по основным проблемам принимает государство; оно является фактическим собственником средств производства, финансовых и прочих ресурсов. к какому типу относится система страны z? с опорой на текст оцените эффективность такой системы. 5. как автор характеризует ресурсы общества? какие примеры ресурсов он привёл? какую призвана решить система? 6. на примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (сначала назовите вопрос, а затем соответствующий пример.)
1.
• 3 основных вопроса экономической теории
• Проблема ограниченности ресурсов
• Важность экономических условий
• Особенности командной экономики
• Особенности системы свободного рынка
• Смешанная экономика – реальность, а не ожидание
2.
• «Государство с налогов и займов регулирует свои затраты»
• «Государство частично перераспределяет блага»
• Государство обеспечивает высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса и максимальное использование производственных возможностей
3.
Различие такое: в командной экономике человек не решает ничего, а только объект, а субъектом экономики является государство, и в условиях свободного рынка все обстоит иначе – человек активно покупает/продает и максимизирует свой доход.
4.
Страна живет в условиях государственной или командной экономической системы. Такая система эффективна в распределении ресурсов – все получают одинаково, а больше всех государство.
5.
Автор характеризует экономические ресурсы как ресурсы, находящиеся в ограниченном количестве. Например: На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Отсюда, задача экономической системы заключается в том, чтобы удовлетворить потребности людей по максимуму с минимальной затратой ресурсов.
6.
Возьмем в пример фирму, которая изготавливает оливковое масло.
Что производить? Оливковое масло
В каком количестве? Нужно судить по продажам, но скорее всего, в большом, потому что оливковое масло используют во всем мире в каждой семье.
Как производить? Сначала выращиваются оливки, потом они собираются и выжимаются и из них делают масло.
Для кого? Для тех, кто любит вкусно покушать и предпочитает оливковое масло всему остальному.