які мас-медія може бути в школі? яку роль вони будуть виконувати? які мають бути їхні основні теми? від кого (чого) вони мають незалежити та чи можуть бути вони незалежними
Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. к примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. широко известно выражение «буриданов осел». французский философ буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. [1] но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. некоторые современные философы , что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. а потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. осознание этого самим человеком необходимо. свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами. следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы. именно поэтому в декларации организации объединенных наций «о правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. в противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос. таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей. при всем различии выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде. при всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. так, н.а. бердяев писал: «мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».[2] таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. осознание этого самим человеком необходимо.
СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.) После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья. Главная задача – восстановление народного хозяйства. 1946-1950 гг. – 4-й пятилетний план. Задачи: демилитаризация экономики, восстановление разрушенных предприятий и доведение объемов производства до довоенного уровня, новое строительство, превысить уровень 1940 г. в промышленности на 48%, в с/х. – на 27%, социалистические преобразования на вновь присоединенных территориях (индустриализация, коллективизация). Преобладали командно-административные методы управления и экстенсивный характер производства. Приоритет: тяжелая промышленность, создание атомного оружия. с/х. – источник средств для восстановления промышленности. Результат: довоенный уровень промышленного производства превзойден на 73%, восстановлен ж/д. транспорт, прорыв в создании новейшего вооружения (1949 г. атомная бомба) но во всех остальных отраслях отставание от Запада, где началась НТР. В 1950 г. валовая продукция в с/х. составила 97% от довоенного уровня. (с/х финансировалось скудно, сохранялся «минимум трудодней», колхозники – люди второго сорта (нет пенсий, паспортов). Итог: экономика продолжала развиваться однобоко и носила экстенсивный характер. Политическая ситуация в послевоенный период. 1945 – 1953 гг. – апогей сталинизма. Причины: либеральные настроения, возникшие после победоносной войны, создавали угрозу политическому режиму, требовалось напряжение сил всего общества для восстановления экономики. Курс на «закручивание гаек»: «ждановщина»: публичная критика А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, С.М. Эйзенштейна, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. гонения на генетику, кибернетику процветала псевдонаука («лысенковщина») борьба с низкопоклонством перед Западом (с космополитизмом). Антисемитизм. Апогей – 1949 год. ленинградское дело (1949-1951 гг.), дело врачей (1952-1953 гг.) Советское общество в 1950-1960-е гг. Оттепель. 5 марта 1945 г. – смерть Сталина. Март 1953 г. коллективное руководство: К.Е. Ворошилов (Председатель Президиума Верховного Совета СССР), Г.М. Маленков (Председатель Совета министров), Н.А. Булганин (министр обороны), Л.П. Берия (министр МВД и МГБ), В.М. Молотов (МИД), Н.С. Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС, с сентября). Борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. Берия арестован и расстрелян в 1953 г. Маленков снят с должности в 1955 г. В годы оттепели предпринимались попытки устранить наиболее одиозные проявления сталинской системы (демократизация): реабилитация осужденных в 30-50-е гг., реформирование органов суда и прокуратуры, ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). Доклад Хрущева о культе личности Сталина. Все беззакония связывались со Сталиным, Ежовым и Берией, 1957 г. восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. В 1964 г. отменен Указ 1941 г. в отношении немцев. 1957 г. неудачная попытка снять Хрущева. Хрущев стал совмещать посты первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. Хрущев лишился оппозиции, политический курс полностью зависел от его личных качеств (волюнтаризм). Экономическое развитие СССР в 1950 – 1960-е гг. Реформы в с/х.: -списание долгов с колхозов, повышение в 2-5 раз закупочных цен на с/х продукцию, уменьшение налогов с колхозов, -в деревню направлено 150 тыс. партработников, инженеров, техников, -1954 г. для решения зерновой проблемы начали осваивать целину (42 млн. га за 5 лет), -введение пенсий, паспортов для колхозников. Удары по с/х: 1958 г. реорганизация МТС (продана колхозам, деньги государству), наступление на ЛПХ, ликвидация неперспективных деревень, «кукурузная эпопея». Цель: решить кормовую проблему и поднять животноводство, обострение зерновой проблемы. 1963 г. впервые зерно закуплено за границей. Семилетний план (1959-1965 гг.) по с/х. провален: рост 15% вместо 70. Приоритетная отрасль – промышленность: ¾ группа «А», ¼ группа «Б». Курс на ускоренное индустриальное освоение восточных районов страны: Братская и Красноярская ГЭС, дорога Абакан-Тайшет. 1957 г. вместо министерств были созданы совнархозы. Итог: темпы промышленного роста – 10% в год (экстенсивно). Темпы замедлились, но промышленный потенциал страны удвоился. Технико-технологическое отставание от мирового уровня. Освоение Космоса. 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую Программу партии: социализм победил полностью и окончательно; задача – строительство коммунизма. Срок – 20 лет. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС отстранен от власти. Советское общество во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг. первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев председатель Президиума Верховного Совета СССР – Н.В. Подгорный председатель Совета министров - А.Н. Косыгин. Новое руководстнескольких