Задание по обществознанию на тему «Политика» 1.Назвать формы государства и привести примеры конкретных государств.
А) По форме правления:
1): а)(пример:,)
б)(пример:,)
2): а)(пример:,)
б)(пример:,)
в)(пример:,)
Б) По форме государственно-территориального устройства:
1): (пример:,)
2): (пример:,)
3): (пример:,)
В) Политический режим:
1): (пример:,)
2): а)(пример:,)
б)(пример:,)
в)(пример:,)
2. Три примера проявления гражданского общества в Апатитах (в и настоящем).
Каким образом различные аспекты и уровни функционирования, взаимодействуя между собой, образуют неповторимую целостную индивидуальность, как формируется человеческая личность? Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.
Детерминанты личности – это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты – это биологические, социальные и культурные.
Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах. На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).
О соотношении основных подходов к формированию и развитию личности можно получить представление, анализируя рис. 3.2.1.
Рис. 3.2.1. Подходы к формированию и развитию личности
Стадии развития личности. Этот подход рассматривает каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основные сторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) – З. Фрейд, Э. Эриксон – определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Мас-лоу и К. Роджерс – как реализацию потребности в самоактуализации; Ж. Пиаже – как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер – как развитие интенций (намерений, целей) и самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский – как процесс вхождения и интеграции с социальной средой; В.И. Слободчиков – как становление человеческой субъективности через рефлексию.
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность (более подробно см. в главе 10). Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Применительно к ОП главное – это идея развития. Со временем люди меняются, и ход этих изменений в какой-то степени устойчив и не случаен, а следовательно, предсказуем. Многие изменения будут полезными и желательными как для человека, так и для организации. Как сознательные, так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразными кризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождении в организацию и др.).
к самоанализу и рефлексии. Многие психологи считают личности оценивать и осмысливать собственные действия и состояния ключевым признаком психологической зрелости. От себя я добавлю развитое критическое мышление.
3.Самодостаточность. Наличие собственной четкой жизненной позиции по основным вопросам, независимость от мнения других.
4.Чувство собственного достоинства, в том числе, осознание личных границ в отношениях и профессиональной деятельности (на что я готов пойти, чем могу пожертвовать). Уверенность в себе и адекватная самооценка также идут в «копилку» зрелой личности.
5.Честность с самим собой и окружающими людьми. Зрелой личности нет необходимости прибегать к обману, манипуляциям – она ценит правдивость и искренность в отношениях.
6.Понимание разницы между добром и злом, «хорошо» и «плохо». Сформировавшиеся моральные ценности.
7.Развитие самопознания. Чем лучше человек знает и понимает себя, тем легче ему понимать окружающих и находить с ними точки соприкосновения. Если человек знает и адекватно воспринимает свои слабые и сильные стороны, свободен от перфекционизма и жалости к себе и стремится к саморазвитию – его можно назвать зрелой личностью.
ставить цели и достигать их, создавать мотивацию к долго планированию жизненных целей. Сюда же относится умение расставлять жизненные приоритеты.
9.Признаки эмоциональной зрелости Зрелая личность любить, сострадать, испытывать глубокие чувства к другим, будь то романтическая или дружеская любовь. Терпимое отношение к своим и чужим ошибкам просить прощения и исправлять ошибки, учиться на них. Умение прощать. Отслеживание и контроль своих эмоций осознанно выбирать свои реакции, игнорировать провокации и приходить в гармоничное эмоциональное состояние из любого проблемного принимать и давать качественную обратную связь – адекватная реакция на конструктивную критику. Гармония с самим собой, любовь к себе. Открытость собственному опыту. Зрелая личность не отрицает своих эмоций, а учится понимать и работать с ними. Если в эмоциональном плане появляется проблема, она не игнорируется, а решается самостоятельно или с других людей оказывать и принимать Умение при к переменчивым условиям и видеть положительные стороны явлений. Признаки социальной зрелости найти свое место в мире, социуме в соответствии с собственными желаниями Умение давать. Зрелой личности, безусловно, присущ здоровый эгоизм, но она понимает, что гармонии можно достичь, одновременно принимая и отдавая. Оказывая психологическую поддержку, финансовую уделяя свое время и внимание другим, человек создает гармоничную связь с социумом. Толерантность к тем, кто не похож на себя – людям других вероисповеданий, национальностей, политических убеждений и т.д. Понимание того, что не существует универсальной правды для всех и каждый имеет право делать такой выбор, какой кажется ему верным. Уважение к окружающим, независимо от их возраста, социального положения, профессии. А также уважение к тем, кто принимал или принимает участие в нас. Понимание, что нельзя переделать мир и других людей, но можно изменить себя и свое отношение к происходящему.